Почему у нас такие дороги и как с этой разрухой бороться?

- так определил предмет общественных слушаний Михаил Климов, начальник ГБУ «Владупрадор».

Состоявшиеся вчера общественные слушания на тему «О перспективах развития дорожной сети во Владимирской области» были организованы Общественной палатой региона (председатель – Наталья Юдина).  Причем, члены Палаты предварительно проинспектировали состояние дорог в некоторых муниципальных образованиях.

Напомним, во Владимирской  области 12 650,6 км автомобильных дорог. Из них 429 км — федеральные автодороги. С 01.01.14 в муниципалитетах будут воссозданы собственные дорожные фонды. Это логично и давно ожидаемо,   правда – как сказала сопредседательствующая на слушаниях, член Палаты  Маргарита  Малахова,  - хорошо бы там были профессионалы.

Дальнейшее развитие дорожной сети в регионе споткнулось о человеческий фактор: как только проходит слух о строительстве дороги, земельные участки в месте предполагаемого строительства скупаются  и переводятся из земель сельхозназначения в другую категорию. Ветеран  прокуратуры и  журналистики Александр Сухарев припомнил, что вообще-то по этому поводу весьма жестко высказывался президент Владимир Путин. Особенно актуальным этот вопрос обещает стать в связи со строительством скоростной железной дороги Москва – Казань. Увы, — считает М.Климов, — законодательных  препятствий  скупке земли нет, и кроме волевого решения органов власти тут ничем не поможешь.

Более 53% региональных дорог не соответствуют нормативам, то есть более половины дорог может эксплуатироваться весьма условно. А вот финансирование  осуществлялось всего на уровне 10% от потребностей, поэтому дорожники были вынуждены выстраивать приоритеты: в первую заниматься  дорогами, сообщающими область с другими регионами, автобусными маршрутами с утвержденной картой маршрута,  участками трасс с наибольшей интенсивностью движения или подвергшихся разрушению во время паводка.

Кроме недофинансирования есть еще одна «хроническая причина»  – и в Минтрансе её не скрывают: сегодня настолько сильно транспортное лобби в Госдуме, что законы принимаются в интересах транспортников, не в пользу дорожников. К примеру, в 2007 году нормативная  нагрузка на ось  была поднята почти в 2 раза  по сравнению с той, в расчете на которую было построено большинство российских дорог.

- В результате фуры проваливают нам дороги и усугубляют бич наших дорог — колейность, — резюмировал М.Климов.

Для борьбы с колейностью упрадор стал внедрять проверенные на Западе технологии – например, так называемые ЩМА. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси были разработаны во второй половине 60-х годов прошлого века в Германии именно как средство борьбы дорожных служб Германии с образованием колеи вследствие роста интенсивности движения большегрузных и тяжеловесных транспортных средств. Наши дорожники начали опробовать эту технологию 4 года назад с постройки трех «пилотных» километров, сегодня делают порядка 50 км в год.

М.Климов также рассказал об экспериментальных технологиях, применяемых в обустройстве дорог и  в дорожной разметке с использованием материалов,  производимых во Владимирской области. Общественники предложили рассмотреть возможность технологичного обновления графиков ремонтных работ -  по сути, задав тот же вопрос, что и председатель Законодательного Собрания Владимир Киселёв во время инспектирования строительных работ на клязьминской дамбе: «А почему дорожники не работают в ночное время?». Оказывается, даже если у подрядчика есть желание сделать работу побыстрее, оно упирается либо в трудовое законодательство, либо в условия договора с заказчиком.

Да простят нас мужчины, но несмотря на их подавляющее превалирование на слушаниях по действительно «мужской» теме, более активно проявляла себя женская половина Общественной палаты. Так, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника  Светлана Мельникова напомнила, что дороги – такое же туристическое «лицо» региона, как и  культурные объекты, «и хотелось бы, чтобы в том же Суздале  они обустраивались не только по уму, но и по разуму».

М. Климов и не думал возражать. Он подчеркнул, что впервые, с приходом  в регион Светланы Орловой, муниципальные образования получили действительно серьезные деньги, поэтому вместе с вице-губернатором  А.Конышевым представители ГБУ «Владупрадор» периодически ездят проверять, что на эти деньги делается.

- Подрядчик, как правило,  тупо смотрит в проектно-сметную документацию, а она не всегда учитывает все особенности, - заметил руководитель «Упрадора».  -  В Суздале начали укладывать бордюр там, где нет ливневки. Я бы такого никогда не сделал. К сожалению, ремонт и содержание дорог экспертизе не подлежат. Экспертиза проводится только при капитальном ремонте, строительстве и реконструкции дорог». 

Как известно, отсутствие ливневой канализации – одна из самых острых дорожных проблем и во Владимире. Это подчеркнул член ОП Валерий Романычев – вместе с коллегой по палате Виктором Демидовым они  изучали в областном центре ситуацию с ремонтом и дорог, и дворовых территорий. Из-за проблем с дождевыми стоками вода стоит во дворах и быстро разрушает свежеотремонтированное дорожное покрытие. 

Сергей  Цветков рассказал о результатах своей «инспекции» по дорогам  Петушинского района,  Александр Проничев  –  Судогодского района, Ольга Деева – ЗАТО г.Радужный.

Наверное, универсальное встречное мнение со стороны представителей органов местного самоуправления  выразил заместитель главы администрации г.Владимира Виктор Комиссаров:

- Эти слушания показали, что в дворовых диалогах с жителями вашей «прослойки» очень не хватает.

По убеждению Михаила Климова, члены  Общественной палаты и депутаты вместе со специалистами могли бы принять участие в составлении дефектных ведомостей.  Пока приемку дорожных работ осуществляет сам заказчик, а это не всегда гарантия нужного качества. В администрации области есть намерение разработать нормативный документ, по которому уже после муниципальной приемки  будет выезжать комиссия с участием органов технадзора  и – если они того пожелают – членов Общественной палаты. Посмотрим, войдет ли этот пункт в резолюцию слушаний.  Во всяком случае, было видно, что председатель Палаты Наталья Юдина внимательно фиксировала все дельные предложения.

Галина Серова

(Фото автора и ОПВО)

Поделиться: