- такие фильмы и были сегодня показаны в программе анимационного кино  на фестивале «Владимирская вишня».

Посетив программу анимационного кино, показанную сегодня на кинофестивале, корреспондент zavladimir.ru  попытался ответить на вопрос: может ли современный российский маленький зритель обойтись без зрелищности, спецэффектов и прочих завлекательных элементов, которые  в изобилии присутствуют в западных фильмах?

В городах Владимирской области  сегодня прошли кинопоказы и творческие встречи в рамках фестиваля «Владимирская вишня».   Организаторы распределили фильмы по разным площадкам. Жители Владимира  увидели лучшие работы отечественных мультипликаторов последних лет.  В программе было представлено творчество не только состоявшихся мастеров анимации, но и режиссеров-дебютантов, выпускников творческих вузов страны.

Примером работы признанного автора может служить мультфильм Михаила Алдашина «Бессмертный». Организаторы «Владимирской вишни» на церемонии открытии подчеркивали, что отбор прошли фильмы, получившие награды крупнейших кинофестивалей. «Бессмертный» принес  режиссеру  премию «Ника»  и гран-при анимационного фестиваля в Суздале. Также зрительские ожидания повышало то, что мультфильм является частью проекта «Гора самоцветов». Его новым выпускам, экранизациям   сказок народов России, рады и дети, и родители.

Кинематографическая уникальность проекта в том, что при фактически серийном производстве, каждая сказка имеет особое художественное решение с неизменным высоким качеством его исполнения. Создатели «Горы самоцветов» сотрудничают с отечественными этнографами. Иногда экранизация спасает полузабытую сказку, нигде не изданную  и даже не записанную. Каждый фильм предваряет образовательная заставка с рассказом о месте, где родилась выбранная  история.  Из них дети узнают, что в Вологде плетут кружева, похожие на морозные узоры, а маленький народ нивхи шьет одежду из рыбьей кожи и разводит домашних медведей вместо коров.

Организаторы фестиваля отбирали фильмы, по целям и наполнению далекие от привычного западного коммерческого  кино. В чем же  разница? Михаил Алдашин перед просмотром своего фильма обычно предупреждает: «Все его герои умрут». На первый взгляд, это идет вразрез привычным ожиданиям от  детского мультика, но автор, недавно ставший художественным руководителем студии «Союзмультфильм»,  считает, что с детьми нужно говорить о сложности этого мира и не уходить от вопросов, на которые нельзя ответить  лишь «да», «нет» и «отстань». Если это не могут сделать родители, то за них должен делать экран. Современная российская анимация не боится говорить с маленьким зрителями о горечи потерь и радости находок, надежде, любви, препятствиях и их преодолении. И смерть  в фильме «Бессмертный» — это всего лишь повод ценить жизнь. А жизнь, прежде всего, это те, кого любишь. Подобный образ нужен ребенку, привыкшему видеть на экране смерть лишь как веселую шутку, когда в сотый раз рисованная мышка  молотком прихлопывает кошку.

Кадры из фильма «Бессмертный»

Также современная российская анимация, если судить по представленным владимирцам фильмам, смогла обойти и другой шаблон. Многие широкоэкранные американские мультфильмы изображают жизнь  как жестокое соревнование, в которомможет быть лишь один победитель. Если много трудиться и верить в себя, обязательно выиграешь. Зеленое чудовище получит принцессу, а улитка выиграет самую знаменитую гонку.  Подобная философия  мотивирует на достижения, но делает однобоким взгляд ребенка на себя и родителей. Они же, благодаря опыту,  уже знают, что можно много трудиться, но желаемого так и не получить. В мультфильмах наших режиссеров-аниматоров, в том числе молодых, нет проигравших и побежденных. Есть разные персонажи с разной судьбой. В фильме Елены Петкевич «Белоснежка и Алоцветик», первая получает принца в мужья и сказочную славу в придачу, а ее сестра Алоцветик остается скромно жить с мамой в лесной избушке. И им всем хорошо. Каждый за свои поиски и старания получил что-то свое, нужное только ему.

Подбор мультипликационных фильмов для «Владимирской вишни» позволил достичь целей, озвученных организаторами. Во многом это удалось благодаря тому, что программу представлял Александр Герасимов ,  президент  открытого российского фестиваля анимационного кино в г. Суздале. Он сетовал, в том числе, и со сцены, что всё в этом кино хорошо, одно плохо – отсутствие выхода к массовому зрителю. В интервью zavladimir.ru он поделился мыслями о причинах такого положения:

- Со стороны, конечно, ситуация абсурдная. Государство выделяет деньги, снимаются фильмы, они получают награды фестивалей. Но ни в кинотеатрах, ни в сетке телевещания их не найдешь. Почему? Я, как продюсер, могу сказать, что короткометражное кино для проката неинтересно. Единственный формат, который может выжить, это сериал. Их, в том числе, отечественного производства, на экране найти легко: «Лунтик», «Смешарики» и т.д. С полным метром – другая история. Телеканалы их не берут к показу, так как по закону детский фильм нельзя прерывать рекламой. То есть они ведут себя не как трансляторы важных ценностей, а как коммерческие игроки. Эту ситуацию изменить можно лишь на высоком уровне. Мы же, кто даже в таких условиях продолжает работать, ищем своего зрителя в других местах. Например, на таких фестивалях, как «Владимирская вишня». Раскрою вам некоторые планы на следующий год. Анимационный фестиваль в Суздале – это крупнейший профессиональный форум. Но теперь мы его хотим сделать более зрительским: планируются параллельные показы во Владимире и других российских городах.  Судьбу конкурсных фильмов будут решать сами зрители.

Александр Герасимов и актриса Елена Бирюкова

В многочисленных дискуссиях не раз звучало, что отечественное кино не может на равных конкурировать с западными фильмами, прежде всего, из-за бюджетов. На производство  мультфильма  «Шрек» и его рекламу выделяется средств в десять раз больше, чем на всю российскую анимацию в год. Отсюда — отсутствие зрелищности, спецэффектов и прочих завлекательных элементов, без которых  современный маленький зритель уже не может обойтись. Насколько это соответствует впечатлениям школьников, посмотревшим программу «Владимирской вишни», рассказали они сами:

- Меня зовут Максим, мне 11 лет. Я учусь в школе №17. Я смотрю разные мультфильмы, но  больше всего нравятся советские. То, что сегодня показывали, похоже на них. Смотреть было очень интересно.

Семилетняя Ксюша из той же школы добавила:

- Мой любимый мультик – «Турбо». Но те, что сегодня показали, не хуже. Особенно про лису!

Младшая дочка актрисы Елены Бирюковой тоже делает выбор в пользу российского кино:

- Сходить с детьми в кинотеатр, провести время вместе – это самая большая радость для меня. Но и телевизор я смотреть им не запрещаю. Правда, любимыми у них становятся добрые и хорошие вещи. Детей не обманешь. Младшая, как увидит серию мультфильма «Маша и медведь», так и визжит от восторга: «Маша! Маша!».

То же самое кричали владимирские школьники, когда актриса появилась на сцене. Ведь именно в этой роли из сериала «Саша и Маша» она им известна.  Детский восторг от увиденного на «Владимирской вишне», если не дает ответы на проблемный вопрос, то ставит его по-новому. Кому же нужны зрелищность и спецэффекты: детям, которые остались довольны нашими фильмами, или родителям, что каждый раз в кассе кинотеатра голосуют деньгами за чужое кино?

 Анна Решкова, фото автора

Поделиться: