Про картошку, моркошку, «Умиление» и миссию русской эмиграции

Лозунг «Покупай Владимирское, покупай российское!» очень узко понимается не только на бытовом уровне, но даже в достаточно образованных и продвинутых кругах – например, в журналистском сообществе. Так, когда прозвучала информация о том, что к данному лозунгу присоединилась и Литературная гостиная им.В.Солоухина, очередное заседание которой вчера во Владимире в Центре культуры и искусства на Соборной провела ее неизменная хозяйка Зинаида Шаталова, некоторые «эксперты» попытались шутить: «Там что, теперь картошку и моркошку будут продавать?».

А между тем, лозунг о поддержке владимирских продуктов подразумевает пищу не только телесную, но и духовную. Недаром же на августовской агроКУЛЬТУРНОЙ выставке-ярмарке во Владимире были не только продуктовые ряды, но и  лотки с изделиями народных умельцев, стенды и мастер-классы с демонстрацией промысловых достижений, интерактивные площадки песенно-танцевальных коллективов. «Покупай Владимирское!» — значит еще и поддержи рублем нашего «укротителя лозы», кружевницу, златокузнеца, резчика по дереву, мастерицу лоскутного шитья, валяльщика валенок,  художника, дизайнера, певца, танцора, артиста, поэта…

Не хотелось бы впадать в философские споры о вкусах, но… мы не жалеем денег на «Новых русских бабок» или концерт какой-нибудь Нюши, а в книжные магазины забыли дорогу. И вот результат – в анонсе заседания гостиной на областном телеканале Солоухина назвали Виктором. А вот юная ученица гимназии №35 Мария Пальмова (на снимке) не только знает творчество Владимира Солоухина, но и побеждает на конкурсах чтецов по духовной тематике. Те, кто слышал, как читал свою «Жанну Д’Арк» сам Солоухин, были поражены новым звучанием мини-поэмы в устах маленькой барышни.

- Мы очень часто проходим мимо своих талантов, а ведь они не менее блистательны и ярки, — открыла свою «страничку» генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова под впечатлением выступления Марии.

Она напомнила об одной нашей землячке – Нине Луговской, чьи дневники – которые она вела в нежном возрасте – по «драматургии эпохи» были сравнимы с дневниками Анны Франк. За неосторожные романтичные девические высказывания она была репрессирована, отправлена на поселение в Ковров, где раскрылся её талант как художницы. По счастью, более 20 работ сохранились в фондах музея, и сегодня с ними можно познакомиться на специальной выставке. Вместе с художником В.Кувиным Светлана Евгеньевна разыскала место захоронения  художницы Луговской:

- По её дневникам миланские школьники писали сочинения на международный конкурс, а у нас – провалившаяся  могила…

Нет сомнений, что музею-заповеднику удастся реабилитировать память об удивительной женщине, воздать ей должное. Надо отметить, что любой рассказ о  новинках в работе ВСМЗ Светлана Мельникова (на снимке) пропускает через личные переживания. Это касается и образа Владимирской Божией матери «Умиление» — в музее готов сигнальный экземпляр монографии об этом шедевре средневековой иконописи.

Собран уникальный материал, причем на многие содержательные вещи пришлось выкупать права у других музеев. Да, книга поэтому будет не дешевой, но вот оно – то  самое «Покупай Владимирское!», если ты мнишь себя культурным человеком. В книге доказано, что образ Владимирской Богоматери, хранящийся в музее, написан Андреем Рублёвым. Это сенсация, причем не маленькая.

И еще один издательский уникум ВСМЗ – сборник материалов с конференции, прошедшей в год юбилея Андрея Боголюбского. По мнению Светланы Мельниковой, 900-летие великого князя в целом прошло «незаслуженно мимо Владимирской области», хотя при грамотной работе тогдашнего руководства могло бы стать региональным праздником федерального уровня. А вот научно-краеведческая конференция в музее в память о князе действительно удалась, и изданный по её результатам сборник хорошо бы иметь в семейной библиотеке каждому, чей ребенок получает гуманитарное образование.

Кстати, некоторые исторические источники утверждают, что «старик Державин» на какой-то ассамблее в начале XIX века заявил, что первые печатные книги появились в мире именно при Боголюбском. Эта информация по-особенному запала в душу художнице по текстилю Татьяне Гребневой, и в одном из своих гобеленов, посвященных благоверному князю, она так и выткала: «Первопечатник Андрей Боголюбский».

Пожалуй, впервые Т. Гребнева   (на снимке) так подробно рассказывала о своем творчестве при «непрофильной» аудитории – получился детальный творческий отчет о работе за 20 лет жизни во Владимире.

Призналась, что её вдохновил девиз «Покупай Владимирское, покупай российское!», ибо какой же нормальный творец не мечтает о том, чтобы его работы ценились и покупались. Гребневские гобелены украшают стены ВСМЗ, в её костюмы одеваются  ансамбли «Росинка» и знаменитая «Русь», она ткёт сценические задники для их концертов, но в остальном -  спрос приходится «выбивать». Хотя, например, эрлангенцы, подуставшие от наших подарков в виде шкатулок и стекла, были в восторге, когда к юбилею партнерских связей им подарили гобелен Татьяны Гребневой. Между прочим, именно немцы являются основателями «шпалерного» промысла, от которого ведет свою историю искусство гобелена.

Еще одно «увы» Татьяна адресовала культурному сообществу за беспамятство: 9 октября – день памяти основателя ансамбля «Русь» Михаила Фирсова. Вспомнили немногие. Прошло уже 6 лет со дня его кончины, друзья и воспитанники хотели издать книгу о нём – банально нет средств.

- Мы и правда не ценим то, что имеем, — согласился скульптор Игорь Черноглазов.

По его наблюдению, муниципальные власти с недопониманием относятся к различного рода чтениям. Чтения в память о замечательных земляках проводятся в основном за счет частных средств энтузиастов. Правда, в Петушинском районе муниципалы нашли возможность поучаствовать копеечкой в Левитановских чтениях, и они стали регулярными. В частности, Черноглазов рассказал о своем участии в пленэре в рамках 4-х Левитановских чтений.

Он также сообщил о том, что завершил работу над барельефом писателя Ивана Шмелёва, чьё 140-летие наша область отметила 3 октября. По словам Черноглазова, работать было сложно («уж больно фас и профиль у него различаются, будто это лица разных людей»), но очень интересно с точки зрения  различных изысканий. Вместе с бардом и поэтом Александром Капусткиным и группой краеведов скульптор ездил в день памяти в Донской монастырь (г.Москва), на кладбище которого захоронен Шмелёв и его супруга. Там отслужили литургию, пригласили путников за поминальную трапезу. И вот барельеф готов к отправке для отливки в Смоленск. Черноглазов убежден, что писатель достоин того, чтобы его лик был отлит в бронзе. Барельеф будет помещён на дом, где жил Шмелёв во времена служения в казенной палате Владимира.

Интересные чёрточки к биографии автора романов «Человек из ресторана» и «Лето Господне» добавила Ирина Мишина (на снимке) – зав. отделом областной научной библиотеки им. Горького. В частности, она  продемонстрировала копию афиши 1924 года, когда Шмелёв уже жил во Франции и вместе с Буниным выступал в «проекте» «Миссия русской эмиграции». Напомним: прах писателя (Шмелёв скончался в 1950-м) и его супруги был перезахоронен уже в 21-м веке.

«Покупай Владимирское, покупай российское!»… А вы знаете, что в список всемирного наследия ЮНЕСКО входят нематериальные культурные ценности – такие как «Творчество семейских из Забайкалья»? И мы образец этого песенного творчества тоже увидели и услышали. А вы знаете, что  один из русских каторжников, современник Байрона, переложил монолог пажа из поэмы «Чайльд Гарольд» на чисто российскую песенную основу? И это мы тоже услышали, а также много чего еще — благодаря  победителю «битвы хоров» в Рива дель Гарда, фольклорному ансамблю владимирского ГДК «Жаворонки» под руководством заслуженного работника культуры Игоря Шендерова (на снимке).

А вы говорите: картошка, моркошка…

Галина Серова, фото автора

Поделиться: