Ма-рим-ба… Это похоже на название цветка. Конечно, нездешнего. Между тем, это источник музыки. Также нездешней. Не суть дела, что привозной, а важно, что не существующей во Владимирской области в принципе. Представляете, ни одной маримбы на весь областной город? А также – ирландской арфы, волынки, дудука, пан-флейты, бандонеона…что там ещё? Всё это инструменты из параллельных музыкальных миров. Лев Слепнер, заезжий музыкант из столицы, привёз к нам  вполне инопланетные звуки, которых  заждалось  пространство Концертного зала имени Танеева.

Экзотический инструмент непременно надо видеть, чтобы испытать его чары. Сверху по нему наносят бессчётные, но осмысленные удары,  которые снизу преобразуются в тот самый нездешний космический гул благодаря поблёскивающим  вертикальным резонаторам, напоминающим то ли трубы органа, то ли сопла ракетных двигателей. В любом случае, маримбические звуки  уносят туда, где вас нет.  И, скорее всего, не будет в ближайшие сто лет. Скажем, в мексиканские пампасы или африканские дебри, где некие племена когда-то придумали маримбу. Вообразите, как они молотили рёбрами своих загрубелых ладоней по отполированным пластинам из палисандра или чёрного дерева, а резонаторами на их маримбах служили выдолбленные и высушенные тыквы. А затем перенеситесь из туземного быта на европейский континент, где маримба и сделала свою всемирную карьеру. Благодаря, в том числе, и таким,  как Лев Слепнер (на снимке) со товарищи.

 Ма-рим-ба…Это похоже на женское имя. Конечно, нездешнее. Между тем, ведущая, которая с мягкой улыбкой знатока предлагает залу ненатужный ликбез по части истории инструмента – лицо сугубо здешнее. Г-жа Яна Тарасова (на снимке) – не кто-нибудь, а профессиональный музыковед, звукорежиссёр и радиоведущая музыкальных программ ГТРК «Владимир». Она предоставляет слово  самой маримбе.

 Собственно говоря, инструмент вполне самодостаточный. Как, допустим, жаренное на углях мясо. Однако, кто ж запретит сделать его ещё вкуснее, добавив приправы, соус, то да сё…Ведь зовётся ансамбль «Marimba Plus» (Маримба+)!  Поэтому  лютого маримбофониста Льва Слепнера поддерживает бас-гитара, которую невозмутимо щиплет Евгений Ярын, и перкуссия, которой с природным изяществом  испанца манипулирует «амиго» Хавьер Малагийя.

Фото Хавьера Малагийя предоставлено Владимирской областной филармонией

Следить  за ним – отдельное удовольствие, зрелище само по себе. Сидя в компании барабанчиков разного калибра, перкуссионист Хавьер то описывает рукой окружность, потрясая некой коробочкой, издающей шорох пересыпаемого песка, то потряхивает спускающуюся к ногам гирлянду-погремушку, то неуловимым движением губ оснащает  игру ансамбля забавными призвуками,  хитро улыбаясь подпрыгивающему, как кузнечик из травы, Слепнеру. Тонкая работа, «амиго»! Но это ещё не всё… Ведь «Маримба + »! И вот он, этот главный плюс.

С противоположного Слепнеру фланга сцены его поддерживает  камерный струнный оркестр под управлением Александра Сонина.

Поверим, что между ними было всего «полторы репетиции». Но брошенная в зал  со сцены любопытная подробность трогает вас не так, как сам факт братания фривольной маримбы и академических смычков. Нам сразу дают почувствовать, что перегородки в музыкальном искусстве – это фикция, не более. Что, несмотря на самодостаточность, маримба ещё и замечательно всеядна по природе своего голоса. Джазовое вольнодумство, молдаванский фолк, коллажи нью-эйджа, квазибаховские импровизации и прочая, и прочая – всё по нраву её гулкому  отзывчивому телу. И вот уже скрипки и виолончели следуют шаг в шаг с её вибрациями, спешат быть заодно, обрамляют  и подчёркивают, несут звуковой поток на плечах своих дек, напрягая жилы струн, и так – до полного азарта исполнителей, гонящих эту волну в зрительный зал. И зал принимает её, и шлёт на сцену ответную. Так случаются  концерты, после которых не хочется уходить. Они воплощают первичный смысл слова: «консорт», то есть «согласие».

Ничего удивительного в том, что, покончив с аплодисментами, на сцене толпятся зрители. Лев Слепнер объявил, что желание, загаданное в момент прикосновения к его маримбе, непременно сбывается. А почему бы и нет, господа?

 Валерий Скорбилин

 Фото Геннадия Попова                  

Поделиться: