Кинодокументалистика в ожидании российских шедевров

Так уж сложилось, что научная кинодокументалистика  в нашей стране пока не очень популярна.  На телеканалах, конечно, время от времени показывают  что-нибудь про НЛО, йети и разные природные аномалии, а уж концом света в прошлом году нас вообще «закормили». Но подобные фильмы сложно назвать документальными  - скорее это телевизионная попса. Как же меняется твое мировоззрение и вкусовые пристрастия, если посмотреть действительно сильное, профессиональное, научно-документальное кино! И можно только порадоваться за студентов ВлГУ: в рамках работавшей два дня во Владимирской области информационно-образовательной программы  «РОСНАНО. Приблизим будущее» им привезли несколько таких фильмов, вошедших в кинопоказ III  Международного фестиваля актуального научного кино «360 градусов».  

Ощущения после просмотра были именно такие: вроде бы после переворота на 360 градусов вернулся на исходную точку, но – вот именно, что произошел переворот.

Прочитав  аннотацию к фильму «На связи» (CONNECTED) и посмотрев фильм, поняла: аннотация прошла по касательной и обозначила от силы 1/10 от тех сюжетных напластований, которые есть в фильме. Он о том, почему гибнут пчелы и почему говорят, что следующими в цепочке последствий будем мы. Он о том, что озабоченные карьерой женщины множат проблемы бесплодия. Он о том, что лучшее лекарство для любого человека – это семья. Он о том, что у талантливого человека – который талантлив и как ученый, и как отец -  обязательно вырастает талантливая дочь. Он о том, что современные средства коммуникаций – это именно средства, а не цель. Он о том, что такое настоящая и мнимая свобода. Он – об ответственности человека за свои поступки. Он — о замечательных изобретениях со времен нашего «прямохождения», вся значимость которых разбивается о закадровый вопрос автора, у которого умирает от рака близкий человек: «Что же за цивилизацию мы построили, если всё в ней ведет к нашей гибели?». Очень семейный, очень научный и очень интересный с точки зрения кинотехнологии фильм американки Тиффани Шлейн.

Такой же полный зал собрал еще один американский фильм «Условия, которые мы принимаем» (Terms and conditions may apply). С одной стороны – это своеобразная  профилактическая работа, которая популярно и весьма доказательно объясняет гражданам, что их жизнь в эпоху глобализации перестает быть личной. С другой стороны – это весьма «антиамериканский» фильм, ибо посмотрев его, понимаешь, откуда взялся феномен Эдварда Сноудена и перестаешь осуждать этого парня.

В финале фестиваля в зале осталось несколько десятков человек – посмотреть в пятницу вечером марафон из 30 фильмов по 3 минуты, наверное, немногим под силу. Но когда погас экран, те, кто остались, продолжали завороженно сидеть в креслах: «А еще?»… Спектр затронутых тем был очень обширный: о прорывных методах лечения рака, о полнофункциональных биопротезах, о возможностях 3D-принтеров, о решении проблемы парковок, об исламистских семейных вендеттах, о психотрудовой реабилитации бывший заключенных, о преодолении кинезиофобии инвалидов, о технологии дисплэйера,  о проблемах утилизации фекалий, о применении метода поиска нефти к извлечению голоса и  о многих, многих  других удивительных открытиях и простых решениях. При этом в каждом трехминутном фильме уместилась не только идея, но и конкретная человеческая история.

Словом, благодаря программе «РОСНАНО. Приблизим будущее», мы бесплатно посмотрели потрясающие шедевры современной кинодокументалистики, которых пока еще нет в интернете. А привезла их программный директор указанного кинофестиваля, сотрудница Политехнического музея Ирина Белых  (на снимке — слева). Нам удалось в перерыве между фильмами побеседовать с молодым кинопросветителем:

- Ирина, расскажите подробнее о фестивале, «экспликацию» которого мы сегодня смотрим?

- Фестиваль актуального научного кино «360˚» проводится уже в третий раз. В этом году он был организован Политехническим музеем совместно с Фондом «Сколково» и Открытым университетом Сколково при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Непосредственный конкурсный показ проходил  с 10 по 17 октября 2013 года в Москве. Цель фестиваля — популяризации науки, привлечение внимания общественности к наиболее актуальным научным проблемам.  

Конкурсная программа Фестиваля была сформирована более чем из 150 фильмов. Итоговый лист составили 12 картин, получивших наиболее высокие оценки. Еще 3 фильма были показаны в рамках традиционной дополнительной тематической программы, еще три фильма – в рамках ретроспективы.  Ряд из них мы привезли во Владимир. Например, фильм «Условия, которые мы принимаем», получил приз зрительских симпатий. Затем фестивальная программа будет показана в Воронеже.

- Кто и где отбирал фильмы на фестиваль?

- Это члены Отборочного комитета, в который вошли 8 экспертов киноиндустрии и представители научного сообщества. Мы, кстати, всегда прислушиваемся к мнению журналистов, пишущих и снимающих работы на научные темы. Фильмы отбираются на международных фестивалях документального кино – например, в Амстердаме, который считается «столицей» документальных фестивалей.

Вообще, индустрия документального кино набирает обороты во всем мире. Лидером здесь является BBC, хотя, как видите, много фильмов снимается и в Америке, и в других странах Европы.

- А по какому критерию вы отбирали фильмы для «гастролей» по стране?

- Во-первых, однозначно это должны быть фильмы, отвечающие главному критерию: рассказывать о серьезной научной проблеме языком искусства. Во-вторых, должен быть своеобразный диалог между фильмами — они должны  как бы дополнять друг друга. В-третьих, поскольку показ фильмов во Владимире проходил в рамках информационно-образовательной программы «РОСНАНО. Приблизим будущее», подбирались фильмы, которые соответствовали бы идеологии и целям данной программы. Если честно, это было не сложно – многие фильмы  III фестиваля «360˚» так или иначе перекликаются с ними.

При этом  подчеркнем, что наш фестиваль преследует не образовательные, а популяризаторские цели. Мы отбираем фильмы как авторский продукт, и если какая-то изложенная в фильме идея окажется «не очень» научной,  ценность фильма не потеряется. Отобранные нами фильмы должны не отвечать на вопросы, а ставить их, будировать умы. Это инструмента для расширения кругозора.

- Мы увидели много «здравоохранительных» сюжетов – о лечении рака, диабета, сосудистых болезней. Как человек, побывавший на множестве фестивалей, скажите: какие еще темы находятся сегодня в объективе кинодокументалистов и какой фильм  лично Вас особенно удивил?

- На мой взгляд, самые актуальные темы для авторов документального кино  – социальные сети, экология, экономические кризисы. Лично меня поразил фильм, ставший победителем III фестиваля «360˚» об андронном коллайдере.  Я — гуманитарий, и ничего не понимаю в работе базонов Хикса, но тут мне все показали и рассказали очень рельефно и доступно.

- По вашим наблюдениям, популярно ли документальное кино у зрителей?

- Конечно, такой популярности, как на Западе, у нас пока еще нет. В Нью-Йорке, например, есть отдельный кинотеатр для  документального кино, и он процветает. Но и у нас, бесспорно, интерес растет: на первом фестивале «360˚» к нам пришло 7000 зрителей, на втором – более 10 тыс., в этом году уже очевидно, что  это количество будет перекрыто в разы.

- При просмотре конкурсных фильмов опять стало жаль российские пытливые умы. Хотя в сюжете про венгерский Гёмбёз (прим авт. - нечто вроде «вечного двигателя) говорится о русском соизобретателе, а сюжет про волшебную технологию дисплэйера (прим. авт. — технология создания объемного изображения, которое можно менять руками) целиком снят на астраханском материале. Но сняты эти фильмы не нами. И -  неужели на этом всё?

- К нашему сожалению, была всего одна российская работа за все три года фестиваля. Так что еще одна цель фестиваля – простимулировать отечественных кинодокументалистов. Кто знает, может будущий победитель международного конкурса сидел сегодня в зале ВлГУ…

Елена Сатарова, фото автора

 

 

Поделиться: