Герои вместе, любовь торжествует, оркестр гремит!

Оперетту я полюбила раньше, чем мужа. Но мужа встретила именно на концерте владимирского Народного театра оперетты. Было это 5 лет назад, когда мы вместе с оператором Аркадием Карповым отправились на съёмки очередной премьеры в Дом культуры молодёжи. «Либо сразу полюбишь, либо нет, — сказал он мне в тот вечер, — если полюбишь, всю жизнь будешь верна. Спроси у любого зрителя» — убеждал меня Аркадий Николаевич. Сегодня, по дороге в театр на юбилейный концерт, я вспоминала те слова. Говорил он, конечно, про оперетту, но, сам того не понимая, напророчил и самую важную встречу в моей жизни…

Сегодня я снова в зрительном зале, который, кстати, как всегда, заполнен. Сюда и правда идут из года в год всё те же верные зрители и поклонники, приводят своих детей, родителей, друзей. Тут всё по-домашнему, ощущение, будто попал в семью, где все друг друга знают. И, чего скрывать, каждый здесь пришёл на «своего» артиста. На Романову, Аксёнову, Капралову, Данилова, Молдалиева и прочих, чьи имена уже не просто строчка в афише. Родными и такими милыми сердцу стали они за годы служения своему зрителю.

Ах, вот она, Любовь Романова – женщина с царской фамилией и поистине королевским достоинством! По-хозяйски выходит на сцену – оно и понятно: в театре она со дня его основания. То смешит всех в образе Хавронии из Сорочинской ярмарки, не успеешь оглянуться – она уже в перьях и шляпке в роли мадам Шлюмбергер из «Принцессы Цирка», а вот «гоп-ля-ля, поехали, поехали…» — скачет на лошади и курит трубку словно бравый гусар. Зал хохочет, зал очарован, все сцены с участием своей примадонны смотрит на одном дыхании.

Фото из архива театра

Смотря на актёров, порой и забываешь, что театр даже не имеет профессионального статуса. Значит, большинство членов труппы здесь, как любили говорить в советском прошлом, работают на голом энтузиазме. Помните, как персонаж, блестяще сыгранный Евгением Евстигнеевым в фильме «Берегись автомобиля», озвучивает смешную до абсурдности мысль о том, насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете,.. работала у шлифовального станка. К слову сказать, наша Любовь Васильевна целый день у прилавка, и устаёт, пожалуй, не меньше. Но где-то находит силы приходить на репетиции, придумывать и ставить номера молодым актёрам. Да что там, петь и танцевать и при этом так бодро выглядеть после трудного рабочего дня сможет редкая женщина. В этом смысле она и Ермоловой даст фору.

На снимках -Любовь Романова и Егор Диков

Вообще, среди актёров кого только нет: водители, менеджеры, предприниматели, медработники. Женщин по традиции больше.

Среди них – Ольга Аксёнова, ещё молодая солистка, но уже большая любимица всех, кто хоть раз слышал её звонкий и вместе с тем чувственный голос. То взгдрагивающий от негодования, то проникновенный до трепета признаний в любви. А в любви в этот вечер на сцене Ольга призналась сразу двум партнёрам – дважды Сергею Данилову в дуэтах из «Девичьего переполоха» и «Принцессы цирка», и дважды Алексею Молдалиеву в сценах из оперетт «Сильва» и «Тогда в Севилье». Шутки шутками, а дуэты получились на ура.

На снимках — Ольга Аксёнова и Сергей Данилов

На снимках- Ольга Аксёнова и Алексей Молдалиев

Шутить актёры любят, и на сцене, и в жизни.

- Чтобы не забыть слова, их не надо учить, — смеётся актёр Дмитрий Зиньковский. Комические образы ему удаются лучше всего. – А вообще, конечно, бывало такое – где-то вылетит из головы, играешь сердцем, особенно на детских спектаклях в первых числах января. Но дети – благодарная публика, прощают всё.

«Звание народного театра ко многому обязывает». Эту фразу вслед за тем же режиссёром самодеятельности из знаменитого кинофильма, думаю, повторят многие актёры и музыканты нашей оперетты. Хотя назвать самодеятельностью то, что я вижу на сцене в этот вечер, у меня язык не поворачивается. Да, наверное, и 50 лет назад, в 1963-м, когда был поставлен «Севастопольский вальс» – пусть никто не претендовал на звание высокого искусства, но ценности театра это не убавляло. Эту постановку, которую принято считать точкой отсчёта жизни народного коллектива, не раз вспоминают со сцены – и официальные лица, приглашённые на юбилей, и актёры, и завсегдатаи в зрительном зале.

Но лучше, пожалуй, сегодня о тех годах расскажут старые фото в фойе Дома Культуры. На них и первый режиссёр, Надежда Муравская, и первые спектакли — декорации просты, просты и костюмы, но задача сложная – понравиться зрителю, удержаться на плаву. И вот, казалось бы, сегодня, когда театр перешагнул полувековую планку, после всех хвалебных речей и приятных слов, присвоить бы ему статус официального!
Но в реальности, увы, не всё так весело и легко, как на сцене.

Фото из архива театра

После спектакля узнаю печальную новость. Оркестр под управлением Василия Минкина в последний раз звучал в таком составе: его намерены сократить на треть. Ах, как не хочется, чтобы это стало реальностью. Потому что театр жив, у него есть свой голос, свой зритель, своё прошлое. И хочется надеяться, – будущее. Потому что эта «жемчужина» действительно редка – в России всего три народных коллектива, исполняющих оперетту. И пусть наш театр не колесил по всей стране, но Владимирскую область с гастролями объездил неоднократно.

- В творческой копилке театра более 30 оперетт, — рассказывает нынешний режиссёр театра, Ольга Павлова, — много советской классики. За спектакль «Свадьба в малиновке» в 1977 году театр стал Лауреатом Первого Всесоюзного и Всероссийского фестиваля народного творчества.После чего и получил звание «Народный коллектив.

«Ну надо же, 2 часа они не дают нам скучать, — шептались дамы у меня за спиной». И правда – я посмотрела на часы – концерт идёт уже больше двух часов, а как легко, как весело и… как не хочется уходить. Ещё и ещё смотреть, как «Дили-дили-дили-дили-дон» — Иван Колесов и Дмитрий Зиньковский отчебучивают моряцкий танец под куплеты Фомы и Филиппа, как Николай Мягтин и Людмила Савенкова порхают друг за другом, игриво напевая куплеты и танцуя весёлую польку. Как, наконец, Юлия Капралова, у которой за плечами консерватория и прослушивание в Большом театре, с удовольствием выступает на сцене театра народного…

На снимке — Иван Колесов и Дмитрий Зиньковский

На снимке — Николай Мягтин и Людмила Савенкова

На снимке — Юлия Капралова

- Я играла в самом первом спектакле, увлекалась тогда, хоть и недолго, опереттой – вспоминает зрительница Маргарита Георгиевна Пархомова. – Раньше меньше было таких талантливых молодых артистов. Очень хорошие голоса. Сейчас мне 81 год, и я до сих пор с теплотой вспоминаю то время.

И пусть прощальная песня – «Заздравная», но мне отчего-то грустно. Грустно, потому что не вернуть прошлого, не вернуть блестящих актёров на эту сцену. И, конечно, мне не хватает Владимира Лаврентьева, режиссёра, который вывел на сцену много талантливых людей, в числе которых и мой любимый супруг. А что, если бы я в тот вечер не пришла на спектакль…

Возвращаясь с концерта, прижимаясь к любимому плечу, я думала, какая всё-таки удивительная штука жизнь, как здорово она играет судьбами, и до чего подчас её, жизненный, сценарий похож на одну большую оперетту. С сюжетом, полным интриг и непредсказуемых поворотов, но, конечно, всегда со счастливым концом.  Герои вместе, любовь торжествует, оркестр гремит! Овации. Занавес. И – до скорой встречи!

Анна Онисковец, фото автора

Поделиться: