Театр «Контакт»: «Настоящая жизнь – здесь»

В 1988 году во владимирском Дворце детского и юношеского творчества появился театр «Контакт».  Он   никогда  не  стремился  быть фабрикой талантов для большей сцены. Правда, некоторые его выпускники превратили юношеское увлечение в профессию и теперь работают в театрах Владимира, Краснодара, Санкт-Петербурга.

Актерская судьба – не самоцель, ведь она подчас складывается драматичнее сценических историй. Но для сотен ребят, которые прошли через «Контакт» за 25 лет, он дал понятные и нужные каждому ребенку вещи: самораскрытие и раскрепощение, опыт индивидуального и совместного творчества, более глубокое понимание себя и других. В постановках дети проживают эмоционально и интеллектуально сложные  ситуации, и это дарит им возможность, которую, наверное, может подарить  только сцена: осмыслить и прочувствовать за одно детство множество  чужих жизней.

Театр «Контакт» — детский и юношеский, но с очень взрослым репертуаром. В разное время на его сцене шли «Маскарад» М. Лермонтова, «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, «Как важно быть серьезным» О.Уайльда, «Женитьба Белугина» А.Островского, «До третьих петухов» В. Шукшина и другие серьезные пьесы. На афишах в прошлом значились имена Б.Горбатова, В.Масса, М.Червинского… Театр обращается к работам почти неизвестных публике драматургов или к совершенно неочевидным произведениям известных.  Как отмечает его руководитель Илья Сидорцев (на снимке) , это осознанный выбор:

- Мы выбираем обычно  что-то незаезженное. Если зрители не слышали раньше названия пьесы – хорошо. Мне не хотелось бы, чтобы наши постановки сравнивали с профессиональными. При этом никакой «чернухи» в театре быть не должно. Это не кино. Пусть человек придет к нам и задумается, как ему жить и чем дышать.

Но и такой любительский  уровень требует от труппы профессиональных усилий и дисциплины: репетиции идут  трижды в неделю по три-четыре часа. Поэтому важно, чтобы процесс приносил удовольствие. Пьесы для постановок выбирают совместно: если ребятам материал не нравится – ищут иные варианты.  С подачи юных актеров поставили, например, Оскара Уайльда. Илья Сидорцев подчеркивает, что в театре не место авторитарным отношениям, здесь все равны:

- Ребята обращаются ко мне на «ты». Мы работаем вместе. Хотите, называйте меня старшим братом, хотите – играющим тренером.

«Контакт»  в феврале отмечает четвертьвековой юбилей. Это и личный юбилей Ильи Сидорцева: он в театре с первого дня его существования.  Сначала был «игроком»  —  участвовал в постановках и ездил на гастроли, затем, в 1997 году, стал «тренером», который выходит на поле – режиссером, руководителем, сценографом, художником и актером театра «Контакт». Главное отличие от спорта в том, что здесь все – от исполнителей эпизодических ролей до осветителей  — играют за одну команду:

- Зачем я это делаю? Конечно, не ради денег. Это четыре тысячи рублей в месяц. Наверное, ради удовольствия быть на сцене. У меня есть другая основная работа. Но настоящая жизнь… Настоящая жизнь у меня  — здесь.

В канун юбилея актеры показали журналистам спектакль «Светит, да не греет». Из почти пятидесяти пьес Александра Островского  в репертуаре русских театров присутствует десяток  самых известных.  «Контакт» выбрал не столь примелькавшуюся на сцене драму в пяти действиях. Из авторских ремарок к ней мы узнаем, что главная героиня – «девица под тридцать», а господину Худобаеву все пятьдесят. На вторых ролях появляются колоритные дворовые старички.

Юные актеры должны справляться с серьезными возрастными ролями. Но вопрос возрастных различий – вопрос не столько  внешнего сходства, сколько вопрос освоения детьми сложного чужого и чуждого опыта. Современные подростки призваны воплотить трагедии, боль и переживания людей, живших более века назад и переживших уже и разочарования, и потери, и крах иллюзий юности. Такая задача, конечно, предполагает кропотливую внутреннюю работу: поиск общего в частном, вечного в сиюминутном, типичного в индивидуальном. И эти попытки ребят, пусть и не всегда удачные, сократить временную и душевную дистанцию между собой и персонажем, наверное, и делают спектакли театра интересными.

В театре «Контакт» сегодня занимается около двадцати человек. Выбор драмы «Светит, да не греет» стал творческой удачей, потому что все ребята, занятые в спектакле, оказались на своих местах. Анастасия Исаева точно подошла для роли заигравшейся и скучающей в деревне барышни.

Анастасия Исаева

Валентина Кюркчу органично воплотила на сцене образ наивной и простой девушки, а Олег Царев составил ей пару в роли небогатого помещика, похожего на толстовского Лёвина.

Слева направо: Валентина Кюркчу, Анастасия Исаева, Олег Царев

Сам Илья Сидорцев был убедителен в качестве раздираемого большими страстями маленького человека.

Илья Сидорцев

Анастасия Исаева, Илья Сидорцев

Отдельного упоминания заслуживают и актеры второго плана: Максим Калашников, Глеб Утвенко, Ангелина Юдина, Олеся Соловьева, Егор Андриевский и Валерия Ясиновская.

Анастасия Исаева, Максим Калашников

Ангелина Юдина, Илья Сидорцев

Сложности поставленным перед ребятами творческим задачам добавляет и небольшое камерное пространство зала. Отчаяние, слезы, любовь  — всё, что происходит на сцене – зритель видит вблизи, в подробностях, на расстоянии вытянутой руки. Такая короткая дистанция не прощает актерам заминок, огрехов и, тем более, фальши. Для юных исполнителей подобные условия – действительно, хорошая школа и игры, и контакта со зрителем. Стоит отметить, что скромное сценическое пространство и еще  более скромные финансовые возможности не мешают театру интересно и продуманно оформлять спектакли: за пять действий декорации сменились четыре раза.

Финал спектакля

Илья Сидорцев пояснил:

- Декорации – моя маленькая слабость. Всё делаем своими руками. Я не художник, но с удовольствием этим занимаюсь. С каждым спектаклем наши декорации становятся всё сложнее и сложнее. Например, в «Чудесах пренебрежения» задействована вращающаяся сцена. Я думаю, что ни в каком другом любительском театре вы подобного не увидите.

Скромными финансовыми возможностями ограничена и гастрольная жизнь «Контакта». Если двадцать лет назад были возможны поездки в Таллин, Феодосию, Брест, Волгоград, то сегодня, в основном, спектакли показываются для зрителей Владимирской области. Регулярно выступает театр перед военнослужащими воинских частей. Но основная аудитория «Контакта», по словам руководителя,  владимирские школьники:

- У нас есть спектакль «И грустно, и смешно…» по произведениям русской классики, который мы уже показали 138 раз. В нем собраны фрагменты из «Недоросля» Фонвизина, «Горя от ума» Грибоедова и «Медведя» Чехова. Мы можем показать эту постановку на любой площадке, она не требует особого пространства. Однажды играли ее в школьном классе между партами и доской.

К различным конкурсам и смотрам руководитель театра относится более чем спокойно из-за их субъективности. При этом постановки «Контакта» часто оказываются лучшими в своих номинациях и предвзятостью жюри не обижены. А вот юбилей театра труппа хочет встретить с теми, кто в свое время был с ним связан. Поэтому организованный показ для журналистов – своеобразный способ напомнить о себе и пригласить бывших «контактовцев» отметить круглую дату. Главная просьба Ильи Сидорцева к тем, кто еще только хочет связать свою жизнь со сценой, пусть и любительской – приходить вовремя, то есть в августе, когда проходит организованная запись. Кастинга будущим актерам не устраивают – берут всех, кому «не противопоказан театр». А вот показан он почти всем – ведь жизнь на сцене предполагает  общение, творчество, развитие и более глубокий контакт с собой, близкими и миром.

Анна Решкова, фото автора


Поделиться: