"Музыка - это ежедневный труд до стертого до крови сердца"

Музыка — это не только красота и легкость. Это ежедневный изнурительный, тяжелый, почти каторжный труд. Труд — до стертого до крови сердца. До ссадин. До разодранных коленок, которые могут никогда и не пройти.

Такими я помню свои музыкальные уроки, которые для меня начались с четырех лет. В два с половиной любимой игрушкой было детское пианино и детский рояль. За ними проходили часы. 

А потом началась музыкальная школа — метроном, треск старинных пластинок в кабинете «Музыкальной литературы», музыкальные диктанты, гаммы, «Детский альбом» П.И. Чайковского в семь лет, как и положено. Первая двойка с тремя минусами — такие оценки здесь не редкость. В общем, все то, что нисколько не похоже на простые школьные будни с переменками, звонками, ответами у доски и классным журналом. Музыкальная школа помнится ярче, интереснее, эмоциональнее, чем учеба в гимназии…

В детстве самым серьезным и строгим наказанием за шалость и провинность было лишение концерта классической музыки. Помню, как мама водила меня на выступления хора в Георгиевскую церковь, и я сидела у нее на коленях. И то, и другое вместе было большим подарком.

Центр классической музыки — это особая, уникальная, я бы сказала — фантастическая история в культурной жизни Владимирской области. И в моей жизни — тоже. Любое подлинное событие и явление определяются личностью человека. В сфере искусства — тем более. Дерево познается по плодам. А за плечами дирижера Артема Маркина — огромное количество состоявшихся в самом высоком смысле слова музыкальных проектов.

Сегодня, когда виртуальное пространство отрывает нас друг от друга, когда мы утрачиваем способность слышать близких и дорогих людей, владимирские музыканты и Маэстро напоминают о другом мире. О мире, где слышание и вслушивание открывают путь к понимаю очень важных и сокровенных вещей, без которых невозможно подлинное созидание.

Сегодня я говорю как частый гость Центра классической музыки, зная, а где-то догадываясь, какой титанический труд стоит за красотой музыки. За каждым концертом и выступлением.

Удивляет то, что в личности Артема Эдуардовича органично сочетаются творчество и живое деятельное начало. Не только созерцатель, мыслитель. Но — деятель. Да, это достойно, по-моему, удивления.

Центр классической музыки — одна из очень немногих, на мой взгляд, творческих площадок Владимирской области, где не боятся экспериментировать, искать и обретать новые формы сотрудничества и сотворчества. Где одна из самых главных задач и миссий — музыкальное просвещение. Вот как говорил мне об этом маэстро Артем Маркин еще семь лет назад, в одном из интервью:

- Не думаю, что играть классическую музыку для доярок и механизаторов менее престижно, чем выступать в Доме музыки или в оперном театре Сиэтла. Для меня это настоящее служение. Конечно, международные контакты – хорошо. Не хочу брать на себя ничего лишнего, но все же приведу простой пример: представьте русского священника, который служит, скажем, где-нибудь в Камешковском районе, где у него есть своя паства, прихожане, а он постоянно мечтает о том, чтобы проповедовать перед парижанами или американцами. Странно, не правда ли? Вот и я чувствую: моя «паства», моя аудитория именно здесь, в провинции.

В этом — подлинный, не показной патриотизм. Он не только на словах. И плоды его мы множество раз могли видеть. И слышать — в живой, выстраданной и выношенной музыке, в тех произведениях, которые уже прозвучали во владимирском Зале классической музыки.

А вот что еще говорит Маэстро о любви к своей малой Родине все в том же интервью:

- Я неоднократно выезжал за рубеж. Но за границей мне, несмотря на интересную творческую атмосферу, общение с мэтрами и выдающимися музыкантами, очень сложно. Там возникает такая тоска, которую ощущаешь буквально физически. Илюшеньке Муромцу нельзя без горсти землицы родной – вот что-то похожее я чувствовал. Даже в Испании, в кругу интересных людей, куда меня приглашали в качестве дирижера, я тосковал по дому. Причем не просто по России, но по родному городу. Сейчас я убежден, что мое место, место оркестра – здесь, во Владимирской области.

 И это — смелое, настоящее и выстраданное решение. То, к чему многим стоит прислушаться. Умные люди говорят, что русской душе свойственно рваться к Тридесятому царству, туда — за линию горизонта, где как будто понимают, дают возможность свободно творить и созидать, где нет конкуренции и соперничества. А мудрые — возделывают и гармонизируют пространство вокруг себя. И маэстро Артем Маркин для меня — из таких людей. Художник, в котором живут и творец, и деятель.

И еще несколько слов по теме из уст самого дирижера:

-  Вдруг в какой-то момент ты осознаешь, что тебя не понимают. Проще всего в такой ситуации погрузиться в жалость к самому себе и сказать: «Меня все не понимают!». Но если ты действительно считаешь, будто тебя не понимают, во что бы то ни стало сделай так, чтобы тебя поняли. Это твой единственный выход. Ты думаешь, что вокруг тебя люди, до которых невозможно достучаться, обязательно достучись до них. Не можешь достучаться – бей в колокол. Не помогает колокол – бери в руки молот, как говорил Ницше. Такой путь труден. Однако и прока в обиде на окружающих не будет. Не нравится провинция – покоряй Москву. Ведь никто тебе не мешает. Но и в Москве, и во всем мире ты встретишь еще большее непонимание, если не готов преодолевать обиды, слышать других и трудиться.

Сегодня для меня, теперь уже сотрудника Центра классической музыки,  начинается новая страница в музыкальной жизни нашего региона. И я буду чаще писать о ней, говорить, рассказывать. Чтобы у жителей Владимирской области появилось больше возможностей восходить от музыки земной к музыке небесной, как любит повторять Маэстро.

 Екатерина Цветкова

Поделиться: