Театр «Контакт»: свобода быть собой и радость быть с другими

«Контакт» с латыни переводится как «соприкосновение». Это может быть соприкосновение с чем-то далеким – чужим бытием и давней эпохой, а может быть с чем-то близким – хорошо знакомым человеком, примелькавшейся повседневностью  или самим собой.

Театр – это и есть поиск близкого общего в далеком частном. И то, что образцовый юношеский театр Дворца детского (юношеского) творчества носит это название, отражает одну из главных его особенностей. Юные актеры пытаются  на сцене приблизить к себе и зрителю ушедшие времена, чужие судьбы и другие миры.

Особый интерес к театру вызывает его совсем не «школьный» репертуар. Среди пяти показываемых спектаклей нет ничего очевидного и программного. Это позволяет уйти от прямолинейных сравнений с взрослой сценой и чужими постановками, и дает большую свободу творчества.

На афишах «Контакта» — комедии Лопе де Вега «Дурочка» и «Чудеса пренебрежения» и малоизвестная драма Островского «Светит, да не греет». Если театр и обращается к хорошо известному материалу, то играет на неожиданном созвучии разных авторов и подает их в неожиданной форме. Таким стал спектакль-долгожитель «И грустно, и смешно» по произведениям русской классики.

В этом году «Контакт»двинулся еще дальше в прошлое и обратился к античным временам. Премьера спектакля  «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина прошла в мае этого года, а в  октябре к своему дню рождения театр устроил традиционный пресс-показ.

Античные храмы давно превратились в пыль, боги – в персонажей мультфильмов, войны – в строчки учебников, но страсти человеческие, как показывает постановка,  –  живы и знакомы.  Современные школьники попытались на сцене разобраться, что же произошло в 356 году до нашей эры, когда базарный торговец Герострат сжег одно из семи чудес света  – храм Артемиды в Эфесе.

Вопреки призыву, звучащему в названии пьесы, забыть Герострата человечество не может уже 23 века. И даже больше ­– воспроизводит типаж разрушителя во имя славы в каждом поколении.  «Делай, что хочешь, богов не боясь, и с людьми не считаясь!» — в эту реплику одного из героев упакована мысль, с которой человечество с энтузиазмом играется и в уме, и на деле. В уме это делали герои-богоборцы Достоевского, Ницше, который сказал, что Бог мертв, и легион больших и малых писателей и философов. На деле последствия таких измышлений, особенно события XX века, заставили человечество бояться самого себя больше любых богов.

Кто такой Герострат? Фанатик, несчастный влюбленный, расчётливый делец? Скорее, искусный кукловод, знающий, что людей можно дергать в нужных направлениях за три нитки. Это три главных движущих силы человеческой истории, общей и частной: корысть, тщеславие и страх. И почти все герои послушно дергаются и исполняют  танец марионеток. Поэтому Герострат и не выглядит лучше или хуже других, виноватее или бесчестнее.

Он просто один из многих, оказавшийся в чем-то этих многих смелее и хитрее. И лишь судья Клеон остается верен себе и своему делу. По сути, он и является главным действующим лицом и постановщиком ключевого для смысла пьесы вопроса: стоит ли оставаться ясно мыслящим в мире безумных?

Герострат и Клеон

На этот вопрос отвечает пьеса Григория Горина и ее интерпретация театром «Контакт». И ответ звучит не как приговор человечеству, а как его полное оправдание. Одна из самых сильных сцен постановки – финал. Что редкость, особенно для молодежного театра.

Финал — Клеон, Человек тетра и жители Эфеса

Заканчивается история восстановлением храма. И пусть человечество не смогло удержать в исторической памяти ни одного имени строителя и не смогло забыть Герострата, главным остается то, что всегда найдется один, кто разрушит храм, и тысячи, кто его восстановит.

У «Контакта» всегда простые, но точные декорации. Античность не терпит излишеств, поэтому сцену определяют лаконичные вертикали: колонны храма и прутья тюремной решетки. Пустое пространство заполняет игра актеров.

Человек тетра

Жрица храма Артемиды

Перед юными исполнителями стоят сложные творческие задачи – воссоздать противоречивых и обуреваемых страстями жителей древнего Эфеса. И им это удалось: Герострат (Глеб Утвенко), Клементина (Диана Сбитнева), Клеон (Дмитрий Дудоров), Крисипп (Денис Крутик) и другие герои получились характерными и запоминающимися. Самым комичным и при этом сохранившим глубину оказался образ Тиссаферна в трактовке Ильи Сидорцева, руководителя коллектива.

Герострат и Крисипп

Герострат, Клеон и Тиссаферн

Жители Эфеса

Клементина и Герострат

Клеон и житель Эфеса

Тиссаферн  и девушка из настоящего

Илья Сидорцев (на снимке) связан с «Контактом» со времен его основания: в прошлом как ученик, а с 1997 года как руководитель.

За 26 лет существования театр проделал большой путь. Для сотен ребят Владимирской области он стал пространством творчества, самопознания и самовыражения, поиска себя и свободы быть собой. То есть подарил контакт и соприкосновения с самыми важными в любом возрасте ценностями.

Анна Решкова, фото Варвары Кузьминой

Поделиться: