Алиса Бирюкова: «Культура – сила, помогающая преодолеть все кризисы»

В кабинете заместителя директора областного департамента культуры на полке стоит фотография художника Густава Климта с пушистым котом, а на стене висит календарь, выпущенный питерским книжным магазином «Все свободны». В нем переосмысленные с иронией, совершенно нехрестоматийные портреты хрестоматийных писателей и поэтов.

С каждым у Алисы Бирюковой связаны эмоции, воспоминания, мысли: «Толстой – это автор, который ассоциируются у меня, прежде всего, с «Войной и миром», вареньем, чаем и чтением вслух на нашей веранде. Бродский входит в число самых любимых и близких поэтов, наряду с Пушкиным и недавно открытым Леонидом Губановым. Один из моих учителей, научный руководитель моей мамы, профессор Кинельм Ефимович Ям был лично знаком с Иосифом Александровичем и лишь спустя пять лет после нашей встречи признался в этом знакомстве, поскольку слишком им дорожил. Бунин… С ним тоже особая история. Недавно перечитала «Окаянные дни». Цитировала в социальные сети, потому что это про сегодняшний день, про больное».

Мы побеседовали с Алисой Бирюковой о том, как взаимодействуют культура, время, пространство и человек в нашу непростую эпоху и о том, как искусство поможет ее пережить.

— Сейчас в культурном пространстве больших городов происходят серьезные изменения, связанные с новыми технологиями и предпочтениями современной публики. Насколько это справедливо для Владимирской области?

— Если посмотреть на перемены, которые происходят в культурном пространстве Москвы, то они связаны с определенным человеком – Сергеем Капковым. Он возглавляет столичный департамент культуры, по духу является новатором и сторонником современных форм и подходов. Подобные изменения оправданы тем, что они следуют за логикой времени, его требованиями. Сегодня в сферу искусства влились маркетинговые и рекламные технологии. Выставки и концерты требуют продвижения, как другие продукты. Это ни хорошо, ни плохо, это просто то, что соответствует миру информационной насыщенности и подчас избыточности.

В Москве ежедневно проходят сотни концертов. Человеку нужна работающая «навигационная система», которая поможет сделать выбор. В провинциальные, в хорошем смысле этого слова, города перемены тоже приходят. И, прежде всего, меняются не технологии, а отношение людей, их понимание ситуации. Сегодня большинство учреждений культуры стало ревностно относиться к своим сайтам. Пять лет назад многие еще сомневались, нужно ли присутствовать в интернете и аргументировали это тем, что владимирцы не привыкли получать подобную информацию из сети. Сейчас таких вопросов уже не возникает. Зато появляются другие: как лучше преподнести мероприятие и привлечь на него больше людей. Единственно важно помнить, что культура, особенно наша отечественная – это богатые многовековые традиции, на которые стоит опираться даже в самых новаторских проектах.

– Вы можете рассказать о подобных проектах, которые уже состоялись в нашей области?

— Радостно отметить, что прошедший Год культуры был таковым не номинально. Он вдохновлял владимирцев на поиск нового и на воплощение в жизнь неочевидных идей. Даже в такой консервативной среде, как мир классической музыки, мы дали жизнь очень смелому замыслу – проекту «Музыкальная экспедиция». Его даже критиковали за новаторство и некоторую дерзость — мол, «классическая музыка уместна в концертном зале». Мы доказали, что она может звучать и под открытым небом у стен полуразрушенной, некогда великолепной усадьбы, и среди стеклоплавильных печей заводского цеха. И это подарило совершенно особый опыт и зрителям, и музыкантам, и нам – организаторам. Стоит только представить, что по всей области мы возили за собой два рояля. В усадьбе Храповицкого на подготовительном этапе потребовались даже земляные работы, нужно было выровнять площадку, очистить старые ступени. Концерт в Гусь-Хрустальном вспоминаю с некоторой дрожью. Затащить рояль на второй этаж цеха – настоящее приключение. В определенный момент, когда он в семь утра застрял в подъемнике между этажами, я подумала, что всё – концерт не состоится. Состоялся – мы занесли инструмент по лестнице.

Когда думали над маршрутом нашего музыкального путешествия, выбирали места живописные, с богатой историей и самобытным характером, может быть, те, которые сегодня больше всего нуждаются во внимании и участии владимирцев. Территория гусевского завода выглядит удручающе: несколько гектаров с заброшенными производственными помещениями. И вот, среди этих мертвых зданий, оживает небольшая площадка и возобновляется работа. Люди вновь занимаются тем делом, вокруг которого и вырос Гусь-Хрустальный. Мы хотели поддержать возрождение легендарного производства. И именно поэтому в заводском цеху так органично прозвучали произведения в исполнении всемирно известных музыкантов. Сейчас дела у производства идут на лад, появляются новые интересные совместные проекты, в частности с Императорским фарфоровым заводом.

— Очень многих интересует, будет ли продолжен проект в этом году.

— В этом году «Музыкальная экспедиция» поедет дальше, по не менее экстремальному маршруту. Остановки не предполагают организованных и обустроенных площадок. Начать путешествие планируем в знаменитых композиторских усадьбах Владимирской области. Прежде всего, в деревне Давыдово, история которой связана с именем Александра Бородина. Здесь композитор в скромном деревянном доме проводил летние каникулы. Стоит отметить, что значительная часть оперы «Князь Игорь» была написана в наших краях. Следующей важной остановкой станет усадьба Танеевых в селе Маринино. В этом году исполняется сто лет со дня смерти Сергея Ивановича. И концерт хорошо дополнит ряд интересных и значимых мероприятий, которые приурочены к этой дате. Обязательно хотим заехать в Ковров, который не попал в маршрут в прошлом году. Также в планах – Мстера, Вязники и Гороховец. По поводу последнего есть несколько авантюрная задумка – устроить зрелищный концерт прямо на воде. Это станет финальным мероприятием экспедиции. Гороховец – красивое и благодатное место. Недавно там была, и, хотя всё родное и вроде знакомое, возвращаешься всегда со свежими впечатлениями. Отрадно отметить, что в последнее время о Гороховце вспомнили и заговорили. Ведь долгое время он был обделен вниманием и жителей, и туристов. А там есть уникальные памятники, которых, по сути, в России больше и нет нигде – сохранившиеся в изначальном виде купеческие особняки XVII века.

– А в других сферах, не имеющих отношения к музыке, есть ли такие же яркие, большие проекты?

— Владимирская областная научная библиотека устроила недавно очень живое, веселое и любопытное мероприятие – Пиратскую вечеринку. С большим успехом всегда у нас проходят «ночные акции» – «Библионочь» и «Ночь музеев». В этом году была еще и «Ночь в театре». Мне кажется, что наиболее удачные и вызывающие сильный эмоциональный отклик у публики события происходят тогда, когда в них соединяются различные искусства и усилия разных учреждений культуры. Все они выходят за привычные удобные рамки, и в результате такого синтеза рождается что-то большее, необычное и удивительное даже для самих участников.

Так, например, получилось с проектом Областного Дворца культуры и искусства – конкурсом «Поющая Губерния», где объединились совершенно разные исполнители-вокалисты из отдаленных уголков области, профессиональная команда ОДКиИ и Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина. Очень заметно стал работать областной «Киноцентр», который в минувшем году совместно с нашими партнерами провел кинофестиваль «Владимирская вишня», а сейчас силами детского киноотдела даже снимает художественный фильм о войне к юбилею Победы. В легендарном Русском музее в Санкт-Петербурге с успехом прошел персональный выставочный проект нашего художника Владимира Севостьянова. Я бы сказала, что это знаковое событие для всего художественного сообщества региона. Если говорить об Александрове, то в Год литературы хотелось бы провести Цветаевский фестиваль поэзии с новым размахом и новым звучанием. Его проводит Музей Марины и Анастасии Цветаевых, проблемы которого пока, к сожалению, не до конца решены. Сестер связывала с городом настоящая, ненадуманная история. Марину Ивановну здесь навещал Мандельштам. И у обоих поэтов пойманное, увиденное и прочувствованное в Александрове просочилось в строки и образы стихотворений.

— Это неизвестные факты об очень известных людях. А есть ли незаслуженно забытые или потерявшиеся в пестрой и сложной российской истории имена владимирских талантливых людей?

— Да, есть совершенно непостижимая история забвения городом Владимиром одного из наиболее ярких творцов русского художественного авангарда –  Ольги Розановой. По своему вкладу в развитие «левого» искусства начала прошлого века она вполне сопоставима с такой всемирно известной фигурой, как Казимир  Малевич. Родилась Розанова в Меленках, потом семья переехала во Владимир и жила совсем неподалеку от того места, где мы с вами сейчас беседуем, на нынешней улице Музейной. Розанова была не только художником, но и теоретиком русского авангарда, она тесно сотрудничала с братьями Бурлюками, Маяковским, Кульбиным, Крученых; оформляла футуристические книги и спектакли. С ней  связана история первых шагов супрематизма. А самое интересное, что во Владимире Розанова работала, и именно здесь многое сделала. Может показаться парадоксальным, но ее «авангардность» причудливо вырастала из патриархальности местной жизни и была связана с ней. Надеюсь, что мы сможем установить в память о ней мемориальную доску на здании бывшей первой гимназии, которую она окончила. Здорово, когда в городах создана некая система историко-культурной навигации с  маркерами памятных мест. Ты гуляешь по современной улице и параллельно путешествуешь по другим временам и чужим судьбам. Город сразу приобретает дополнительный объем, и ты прочитываешь его, как роман: бывшие немыми дома и улицы разворачивают перед тобой свои истории. Отдельной и сложной проблемой при этом является адекватная и художественная форма мемориальной маркировки. Безвкусицу и пошлость такая «ранимая» городская среда, как наша, не прощает.

— Приходят ли в наши музеи, культурные учреждения новые технологии, как инструмент?

— Что касается новых технологий, то чаще всего поднимается вопрос о продаже электронных билетов. Мне кажется, к этому не нужно прикладывать целенаправленные усилия просто потому, что оно придет само. В новациях меня  тревожит, порой, их самодовлеющий, бессмысленный характер. Такой подход мы часто встречаем в современных театральных постановках, когда  внешний эпатаж вытесняет содержание. Всегда хочется надеяться, что у всех хватит совести в искусстве, о которой писала Марина Цветаева в одноименной статье, – совести сохранить зерно и смысл своего труда и при этом найти созвучный времени и честный путь к зрителю, слушателю, читателю.

— Какое культурное впечатление последнего времени вы можете выделить среди прочих? 

— Губернатор Светлана Юрьевна Орлова объявила грантовый конкурс среди сельских творческих коллективов. И для меня одним из сильнейших впечатлений последнего времени стал концерт таких коллективов в Ковровском районе. Признаюсь, до слез. Иногда жители городов к тому, что делают коллективы сельских домов культуры, относятся с необоснованным снисхождением. Часть концерта, спланированная по сценарию, плавно перетекла в импровизированную – с песнями, игрой на инструментах и танцами. Ощущение от происходящего на сцене было такое искреннее, мощное и неподдельное, что хотелось сказать – да, это и есть наша народная культура, наши корни.

— Музыка, театр, живопись – это то, на что у нас привычно обращают внимание культурные учреждения. А как обстоят дела, например, с фотографией?

— Есть такой фотохудожник Иван Хафизов, который увлекается съемкой наличников. Он путешествует с фотоаппаратом по всей России и в этом году приезжал во Владимирскую область. После его визита появились идея и желание провести у нас конкурс на фотографию самого красивого и интересного наличника, может быть, к изображениям будут прилагаться истории домов и их хозяев, какие-то любопытные детали. Наличники, их символика – это целая, к сожалению, почти утраченная народная традиция. В том же Гороховце существовала школа плотников-якушей, известная в разных уголках нашей страны. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Сегодня их работы еще можно воссоздать по старым образцам. Мы даже рассматриваем варианты проведения в Гороховце фестиваля плотницкого искусства, чтобы возродить ремесло местных мастеров. Например, в рамках нового большого праздника – Дня купца, — появившегося в минувшем году благодаря поддержке министерства культуры. Интерес у людей есть, главное – это правильно подать, весело и интерактивно провести. Жители Гороховца по собственной инициативе начали возрождать традиции местной деревянной игрушки. Надо сказать, с большой ревностью: вот эта птичка – она настоящая, гороховецкая, а другая, мимолетно отличающаяся – уже нет. Такие локальные истории сейчас очень ценны. В эпоху глобализации самобытные вещи часто теряются на фоне яркого, продвигаемого и кричащего. «Кока-кола» популярна во всем мире, но это не означает, что она вкуснее кваса и медовухи. Надо сказать, люди в последнее время все чаще тянутся к тому, что сделано на родной земле, штучно, руками и с душой.

— Столько в планах интересных, больших, вдохновляющих проектов! Нет опасений, что ситуация в экономике может сильно их скорректировать?

— Развитие культуры для руководства Владимирской области – это фактор развития всего региона. Каждая область богата чем-то своим. Владимирская земля богата историей, людьми, жившими и творившими на ней. Нужно делать ставку на то, в чем мы сильны, ценить и развивать это. И на любой земле развитие культуры и образования позволяет развиваться другим сферам. Это такой локомотив, который будет двигать вперед все остальные вагоны. Светлана Юрьевна Орлова и ее команда придерживаются именно такой позиции. Уже 2013 год стал по-своему Годом культуры, когда был взят фундаментальный курс на ее поддержку. В прошлом году была принята государственная программа развития и сохранения культуры, объем финансирования которой до 2020 года должен составить порядка 12 млрд. рублей. Это очень серьезная сумма для нашей области. Программа впервые позволила выделять средства областного бюджета муниципальным образованиям на ремонт сельских клубов, библиотек, школ искусств. Кроме таких серьезных изменений, были выделены и адресные субсидии – на обустройство Фатьяновской площадки в Вязниках и музею Цветаевых в Александрове. Средства были направлены на приобретение высокопрофессиональных и качественных инструментов для Владимирского Губернаторского оркестра. Это случилось впервые с его основания, и начинание будет продолжено: в планах покупка органа и арфы. Артисты драматического театра получили жилье. Был обновлен зал театра, преобразилась областная Филармония. Недавно счастливо завершилась история с тройней Губернаторского оркестра. У альтистки и трубача родились тройняшки, и им негде было жить. Светлана Юрьевна под Новый год помогла им решить квартирный вопрос. В 2014 году удалось получить гранты Минкульта на значительную сумму – более 105 млн. руб. Эти деньги пошли на событийные мероприятия, комплексное развитие учреждений культуры, ремонты, приобретение оборудования. Вообще же, надо сказать, что в России самые тяжелые и трагичные времена совпадали с подъемом культуры. Стоит вспомнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную в блокадном Ленинграде. Живучесть культуры, ее сила позволяет преодолевать все кризисы. 

— Культура, искусство – это, прежде всего, люди. Кто оставил в вашей памяти самый яркий след?

— Первый, о ком я подумала, когда вы задали этот вопрос – друг нашей семьи, удивительный Андрей Андреевич Золотов. Вице-президент Академии художеств, человек, замечательно пишущий об искусстве, друживший с Рихтером, Мравинским, Улановой, Свиридовым, крупнейшими музыкантами и художниками. Для меня он живая связь и с ними, и вообще с российской культурой ХХ века. Несколько лет тому назад одно из небесных тел было названо его именем, Андрей Андреевич и вправду – целая планета.

Видите, у меня за спиной фотография замечательного пианиста Николая Арнольдовича Петрова. Он дважды приезжал во Владимир и играл с нашим Губернаторским оркестром. Сыграл здесь один из последних своих концертов. Уже очень плохо себя чувствовал, но как работал на репетиции! Это надо было видеть. Удивительный человек: он мог легко рассказать анекдот, пошутить, поддержать. Сложно описать словами, но в таких людях есть коренная «настоящесть» и сила, которые надолго запоминаешь. Неслучайно они выходят на сцену и могут совладать с большим залом. Встреч таких было много. В 2015 году, который проходит в области как Год Танеева, надеюсь, состоится, возродится Танеевский фестиваль. Возможно, в нем примет участие Валерий Абисалович Гергиев. Я жду его приезда, как некоего счастья, потому что хорошо помню, как, будучи студенткой совсем непрофильного финансово-экономического института, покупала абонемент в Большой зал консерватории и ездила на концерты «обороткой» в Москву, на концерты его Пасхального фестиваля. Если сюда приедет Валерий Гергиев, это – событие для всей сферы культуры региона, здесь нет сомнений. И это очень знаковое личное событие для меня.

– А как получилось, что, окончив финансовый вуз, работать вы пошли в совершенно противоположную финансам сферу – в Центр классической музыки?

– В детстве, как и многие, я ходила в музыкальную школу, которую, нужно сказать, не окончила. Музыка в нашей семье была всегда. Мама играла на фортепиано, в доме звучала классическая музыка. Меня водили на концерты. Я с трех лет помню себя на холодных скамейках Георгиевского храма во время концертов Эдуарда Митрофановича Маркина, я помню себя на первых концертах Губернаторского оркестра. Музыка была всегда и никуда не исчезала. Просто сложилось так, что был выбран для меня финансовый институт. Я, как девушка послушная, пошла по этому пути. Справилась с высшей математикой и окончила его с красным дипломом. Но параллельно меня интересовало то, что происходит в классической музыке, и я ездила на концерты в Московскую Консерваторию. Я живу за городом, в старинных Сновицах. Там есть храм, прихожанами которого является вся моя семья. У нас был замечательный батюшка – отец Владимир, которого все любили. Неожиданно его перевели в другой приход. Поскольку духовник – дело очень особое, мы стали к нему ездить на новое место. Это и было Давыдово, где находится дом-музей Бородина. Я тогда подумала, как хорошо было бы здесь устроить концерт под открытым небом. И с этой идей отправилась в наш департамент культуры, где меня приняли и посоветовали обсудить это с Артемом Эдуардовичем Маркиным. На десятой минуте нашего с ним разговора он спросил, не хочу ли я работать в Центре классической музыки. Так всё началось. Надеюсь, что в этом году тот, задуманный много лет назад и так повлиявший на мою судьбу, концерт на летней даче Бородина, наконец, состоится.

Беседовала Анна Решкова

Фото Варвары Кузьминой

Поделиться: