«История правосудия. Средние века»

Во Владимире  стали создаваться и открываться небольшие выставки и музеи, маленькие, но интересные и познавательные: «Часы и время», «Гжель», «История пряника».

Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям еще об одном музее и его авторе. Представляем  - Павел Антов, предприниматель, меценат, организатор выставки владимирских художников-пейзажистов в Москве на Крымском валу,  один из спонсоров проходящего сейчас Пасхального музыкального фестиваля, человек, который помогает культуре Владимирской области,  вносит свой  посильный вклад в ее развитие.

- Павел Генрихович, вы  несколько месяцев работали над  выставкой  об ужасах средневековья. Почему вдруг такая тема?

- Хорошо, что у меня появилась возможность донести идею выставки до широкого круга читателей через  СМИ. Идея  родилась, развивалась  и постепенно превратилась в просветительский проект для жителей  Владимира и туристов, посещающих наш город. Правильное название выставки «История правосудия. Средние века».

 Можно  было бы подумать, что выставка, которую мы открываем,  это «дешевый ужастик» для развлечения публики, но это не так. Рассказать о системе наказания  — за что, кого, как. Или каким в те далекие времена было отношение  общества, например, к пьянству, к злословию, к прелюбодеянию?  Они не являлись  преступлением, как воровство или разбой, но осуждались обществом, и общество ввело за них наказание.  К сожалению, пороки  эти стали нормой жизни для современных людей. Они и пороком-то сегодня не считаются. Хотелось через историю направить мысли наших современников к истине, если хотите, к добродетели.

Первый этап выставки  посвящен средневековым методам наказания. Но затем мы предполагаем обратиться к истории России  ХIХ в. и нач. ХХ века.

Вот смотрите, в  нашей речи до сих пор встречаются такие словосочетания как «подлинная правда», «политика кнута и пряника». А знаете ли Вы откуда они? От наказания кнутом!  Это наказание – жестокое и страшное —  было перенято  на Руси у татар. Кнут назывался длинник, отсюда и «подлинная правда», т.е.показания, полученные под ударами кнута. Кнут – это  тяжелый  ремень из сыромятной кожи с острыми краями длиной 2,5 метра, прикрепленный к толстой  деревянной ручке длиной 60 см. При ударах  кнут  сильно раздирал спину наказуемого как обоюдоострый нож. Сто один удар кнутом не выдерживал никто. Но из истории известно, что кнутом наказывали  в России даже женщин, в том числе и знатного происхождения.

Должников и недоимщиков били батогами по голым пяткам и икрам. Батоги применялись в России повсеместно. Например, помещики наказывали своих крепостных крестьян без всякого суда и следствия. Это называлось «поставить на правеж» и считалось самым легким  из телесных наказаний.

Наказание батогами. Рисунок из альбома Э.Пальмквиста, 1674 год.

Наказание крестьянина плетьми

А вспомните из школьной программы  рассказ Льва Толстого «После бала», в котором  молодой человек , возвращаясь с бала, случайно забрел на плац,  где рано утром сквозь строй прогоняли провинившегося солдата –  он увидел наказание шпицрутенами. Прогнать сквозь строй было равносильно смертной казни.

А розги «березовая каша»! Они  применялись во многих учебных заведениях и в домашней практике  для наказания детей вплоть до начала ХХ века и считались нормой в воспитательном процессе.

Уверен, что наша выставка будет интересна, поучительна и полезна для всех посетителей, но прежде всего, для молодежи.

- Вы  верите, что современное общество можно исправить к лучшему, когда нормой и мерилом для многих людей стали хрустящие купюры?

- Верю.  Считаю, каждый должен сделать что-то хорошее  для  города, в котором он живет, для людей. Подумайте,  например, какой воспитательный результат будет иметь знакомство с тяжелым чугунным знаком на цепях с надписью «За пьянство». Его  надевали на тех, кто был  слишком подвержен  пороку пьнства. Каждый желающий  на нашей выставке сможет  даже примерить этот знак  на себя.

- Кто вам помогал?  Какие  трудности были  с  подбором экспонатов?

- Когда увлечен идеей сам, то к тебе обязательно примкнут единомышленники. Есть люди,  любящие историю, есть мастера, возрождающие старинные ремесла, есть просто добровольные помощники, которые приходят помогать  в свое свободное время. Знаете, в процессе подготовки залов для будущей выставки нам пришлось вывезти несколько машин мусора, сделать ремонт, заменить трубы  и многое другое. Без помощников нам бы не обойтись.  Большинство экспонатов изготовлены по  историческим описаниям. Надеюсь, что когда мы будем создавать второй зал ХIХ века, сотрудники Владимиро-Суздальского музея окажут нам научную и консультационную помощь.

Вход на выставку «История правосудия. Средние века» будет бесплатным. Открытие 16 апреля в 18 часов по адресу: г.Владимир, ул. Б.Московская, 6

 Беседовала Ольга Комарова

Фото автора и из интернет-источников

Поделиться: