Погибшие и живые вставали в единый строй - строй памяти сердца

4 мая во Владимирской областной филармонии состоялось крупное событие.  Вниманию слушателей  был представлен Концерт  Исаака Шварца «Желтые Звезды» в переложении Анатолия Антонова для двух оркестров – народного и камерного струнного.

В антракте можно было попеть  военные песни и отведать военного хлеба. А во втором отделении – послушать те же песни в прекрасном  исполнении  Павла Баранского (на снимке).

Событие, подготовленное  четырьмя  коллективами  филармонии, надолго запомнится слушателям, среди которых были и ветераны войны. Они брали пайку хлеба с благоговением, бережно заворачивали в салфетку, чтобы сохранить до 9 мая… Молодые удивлялись натуральному и вкусному хлебу, выражали искреннюю благодарность филармонии и Владимирскому хлебокомбинату.

Все пришедшие в тот день ощущали единство. Не было различий в возрасте, судьбе: одно большое пламенное сердце билось в унисон с эпохой.  Великая музыка, песни, хлеб, рассказы на стендах выставки об отцах и дедах:  и вот уже погибшие и живые вставали плечом к плечу в единый строй — строй памяти сердца.  Под знамя жизни.

Концерт Исаака Шварца «Желтые Звезды», исполненный в первом отделении, вызвал сильное потрясение. Как фашисты заставляли пленных евреев праздновать свой национальный праздник Пурим перед смертью, — об этом рассказала бывшая пленница Каунасского гетто композитору Исааку Шварцу, и об этом Концерт. 

Гениальная музыка выразила весь трагизм ситуации лирическими красками, оставляя страшную боль в подтексте. По окончанию зрителям  трудно было подобрать слова, чтобы передать свои чувства.

Из отзывов о концерте 4 мая:

Валерий Скорбилин, журналист (на снимке  — слева):

-    У музыкального произведения всегда двое создателей – композитор и исполнитель. Когда, слушая на протяжении часа концерт «Желтые звёзды», зал то перестаёт дышать, то начинает смахивать слёзы, – это победа создателя музыки Исаака Шварца. Как  выдающийся композитор, он знает, на какие мелодические кнопки и педали нажимать, чтобы слушатель испытал катарсис. В такие мгновения сознаёшь, что на тебя воздействует даже не трагедийность темы как таковая – судьба узников каунасского гетто, – а победительная сила искусства, те звуки и созвучия, краски и тембры, которые вложил в произведение его автор.

Но расставленные Шварцем нотные знаки – это путеводитель для симфонического оркестра. Анатолий Антонов имел дело с партитурой, которую предстояло переосмыслить, переложить и переозвучить для  двух инструментальных коллективов Владимирской областной  филармонии – Русского оркестра и Камерного струнного оркестра (руководитель Александр Сонин). На это потребовались месяцы дирижёрской и репетиционной работы. Владимирцы поставили наивысшую оценку этому беспрецедентному труду, наградив бурной овацией и возгласами «браво!» и Анатолия Антонова, и Александра Сонина.

Если искусство потрясает до глубины души, то кусочек хлеба, испечённый Владимирским хлебокомбинатом по рецепту военных лет и предложенный зрителям в антракте, наполнил сердце безмерной благодарностью к тем соотечественникам, кто жил и сражался, вкушая этот хлеб семь десятилетий назад.

 Материал предоставлен пресс-службой областной филармонии

Поделиться: