«Контакт»: театр, который приходит к зрителю

Владимирский юношеский театр «Контакт» отметил свой, уже 27-й день рождения,  традиционным пресс-показом. У большинства участников этого театрального коллектива нет амбиции стать профессиональными актерами. Как говорит его руководитель Илья Сидорцев: «Я не советую ребятам поступать в театральные вузы. Будем реалистами: актерская стезя не кормит».

Некоторые «контактовцы» рискуют и связывают жизнь со сценой — во Владимирской области и за ее пределами. Алексей Куликов сейчас работает во Владимирском академическом театре драмы, Иван Чиров – в Краснодарском ТЮЗе, а Елизавета Любимова занимается спецпроектами в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Олег Царев учится в Ярославском государственном театральном институте.

Для других молодых актеров (а их за всю историю коллектива было более трехсот) репетиции и спектакли дают возможность расширить свой эмоциональный опыт, найти себя в новых, пусть и условных, обстоятельствах, и научиться настоящему контакту с другими на сцене и в жизни.

В репертуаре театра – лучшие образцы отечественной и зарубежной драматургии. С тем, что между современным старшеклассником и русской классикой существует непреодолимая дистанция, в «Контакте» не согласны. Постановки хрестоматийных сюжетов, в которых школьники играют для школьников, сокращают ее до минимума. Это доказывает один из самых известных спектаклей «Контакта»– «И грустно, и смешно..», который коллектив на днях сыграл в 150-й раз. Зритель видит, как ровесники играют ровесников, и осознает, что  героине «Горе от ума» Софье всего лишь семнадцать лет, Чацкий немногим ее старше, а «недорослю» Митрофанушке — шестнадцать…Как подчеркивает Илья Сидорцев, если отработали «хорошо и четко», зрители – девятиклассники быстро включаются в происходящее на сцене.

А происходит там за час много всего – потасовки, встречи, расставания, казусы и даже дуэль на пистолетах. События на сцене стремительно сменяют друг друга, и от них действительно «и грустно, и смешно» одновременно. Спектакль получился короткий, динамичный и живой. Под одним названием объединили самые яркие эмоции, выразительные эпизоды и запоминающиеся диалоги из трех русских комедий: «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Медведь» Антона Чехова.

Сцены из спектакля «Недоросль»

Сцены из спектакля «Горе от ума»

Сцены из спектакля «Медведь»

«И грустно, и смешно…» – это, как говорят сами актеры, выездная постановка. Она может быть сыграна на любой площадке – от большой сцены до школьного класса. И последнее было в тринадцатилетней истории спектакля. В одной из  владимирских гимназий по техническим причинам пришлось играть на небольшом пятачке у школьной доски. Илья Сидорцев вспоминает, что из 150 показов спектакля некоторые запомнились особенно:

– Это было в одной из владимирской школ. Играем сцену из «Горя от ума» (на снимке). Я исполняю роль Фамусова, Елизавета Любимова, которая сейчас работает в Александринке, девушка с большой божьей искрой – роль Лизы. При смене мизансцены Лиза решила не терять зря времени. Я веду диалог с Софьей и вижу боковым зрением, как под столом кто-то ползет. Медленно, но уверенно. Естественно, вижу это не я один. Хохотали и в зале, и за сценой. Но этим не кончилось… Затем Лиза с Софьей разыгрывают дружескую потасовку, где Лиза должна взять в руки стул. Но стул взялся не весь, только одно сиденье. Этот показ надолго нам запомнился. Думаю, и зрителям тоже.

Сейчас «Контакт» работает над новым спектаклем, который является «хорошо забытым старым». Ребята решили восстановить наивную комедию Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», которая присутствовала в репертуаре театра в 2005-2010 гг.

На вопрос, попадают ли в поле зрения коллектива современные драматурги, и есть ли среди них владимирские, Илья Сидорцев ответил так:

- Я был знаком только с одним владимирским драматургом. Сегодня никого из местных драматургов не знаю. Да и в целом к современным произведениям много вопросов.  Пьеса в пяти действиях может быть на трех страницах? Я не уверен. В современных творениях много апломба и амбиций, но нет ни души, ни живого хорошего слова. Пьеса должна звучать. Для меня это один из важнейших критериев выбора материала для наших постановок. Ребятам может быть сложно работать с языком классики, но такие проблемы легко преодолимы. Труднее всего, наверное, с Фонвизиным. Это XVIII век – непривычный нам, допушкинский язык. У актеров возникают вопросы – и с мелодикой речи, и с лексикой. Приходится объяснять, в том числе, что значит то или иное слово.

Домашней сценой для театра служит зал в Дворце детского (юношеского) творчества. Расположение не самое удобное, зрителям нелегко добираться. Но как отмечает руководитель коллектива: «Мы идем в народ, если народ затрудняется идти к нам». Спектакли показывают в школах, санаториях, воинских частях Владимирской области. Юные актеры, сменяя друг друга, вот уже 27 лет доказывают, что место для контакта и диалога найти можно всегда.

Анна Решкова

Фото со страницы театра в социальной сети «Вконтакте»

Поделиться: