Спросить за нарушения некому?

Сейчас дебоширы и прочие любители «пошуметь», фактически, остаются безнаказанными.  Ликвидировать этот пробел в законодательстве предлагает депутат ЗС Роман Кавинов.

Еще в начале года в Законодательном Собрания Владимирской области был организован круглый стол, где депутаты, представители администрации области, силовики, аналитики Счетной палаты,  специалисты органов местного самоуправления, ученые-юристы обсуждали проблему исполнения, а точнее, неисполнения ряда норм регионального административного законодательства. Оказалось, что в законе есть несколько составов правонарушений, касающихся норм общественного порядка, нарушение которых на деле остается безнаказанным — спросить некому. Тогда, пожалуй, впервые был четко поставлен вопрос и названы причины сложившегося ненормального положения. С того момента и началась активная работа, локомотивом которой стал председатель комитета Заксобрания по вопросам государственного устройства, правопорядка и местного самоуправления Роман Кавинов (на снимке) . Тема получила федеральное звучание. О том, чего удалось достичь и каковы перспективы решения проблемы — читайте в материале вашего корреспондента.

- Роман Валерьевич, о каких именно составах правонарушений  идет речь?

- Это различные формы нарушения общественного порядка. Например, шум в ночное время; попрошайничество и приставание к гражданам; торговля в неустановленных местах, некоторые другие. Как видите, это социально значимые нормы, их соблюдение  в немалой степени отражается на самочувствии общества. Реальная же ситуация такова, что действия эти вроде бы запрещены, прописаны в областных законах, но администрировать эти составы некому. Из-под контроля полиции они сейчас вышли, а только силами муниципальных и региональных чиновников, без участия правоохранителей, добиться исполнения статей закона крайне сложно, если вообще возможно. В итоге — наказания нет. А вы сами понимаете, какой смысл в запрете, если его игнорирование не влечет ответственности.

- Такая ситуация возникла с июля 2014 года, когда вступили в силу поправки в КоАП и  полиция, будучи сугубо федеральной структурой, перестала следить за соблюдением правил общественного порядка, ответственность за нарушение которых прописана в законе субъекта РФ. Стало быть, закон о полиции, который так бурно обсуждали и трудно принимали, все-таки дал сбой?

- Нет, дело не в законе о полиции. Он, к слову, очень большое дело сделал, жестко установив федеральный статус  - и федеральное финансирование! — всей структуры МВД, включая территориальные органы. Проще говоря, исключил зависимость правоохранительных органов от региональных чиновников и региональных бюджетов. Ведь не секрет, что раньше в одних территориях, например, автопарк милиции состоял из новеньких «мерседесов», а в других денег на бензин стареньким «девяткам» не хватало.  Повторю проблема не в законе о полиции. Возникли нюансы, связанные с Бюджетным кодексом. Не вдаваясь в сложные правовые детали, постараюсь объяснить просто. Есть ряд правонарушений (о некоторых из них я говорил раньше), которые регламентируются региональными законами. Полиция, будучи федеральной структурой, теоретически администрировать их может, но только при наличии   соответствующего соглашения между МВД РФ и главой региона. На практике таких документов не заключил ни один из российских субъектов — по крайней мере, еще несколько месяцев назад было именно так, мы мониторили. Помимо ряда сложностей правового характера, вопрос упирается в деньги: «дополнительную» работу полиции должен оплатить бюджет региона. То есть опять: есть территории побогаче, есть победнее, значит, одни могут себе позволить лучше заботиться о спокойствии и безопасности своих граждан, а другие — хуже. Одни могут «оплатить» 5 составов, другие — 10, а третьи вообще не имеют на то финансов. Это, конечно, несправедливо и неправильно, если мы говорим о едином правовом поле.

- Как сегодня складывается ситуация во Владимирской области? Призвать к ответу соседей-дебоширов по-прежнему нет возможности?

- В целом, у нас типичная для России картина — тоже есть сложности с исполнением регионального административного законодательства. Но некий промежуточный вариант найти все-таки удалось Мы дали право официальным лицам органов местного самоуправления и  сотрудникам областной инспекции административно-технического надзора составлять протоколы за шум в неурочное время, попрошайничество и тому подобные нарушения общественного порядка. Но, повторюсь, это промежуточный вариант. Надо решать проблему системно.

- Есть конкретные предложения?

- Да, они сформулированы и сейчас с ними идет работа в Госдуме. Мы много этим вопросом занимались, сначала на уровне Владимирской области, потом собрали аналитику по всей стране. В сентябре в Госдуме именно мы инициировали и, фактически, подготовили проведение круглого стола по данной проблеме. Запросили информацию со всех регионов. Оказалось, что, несмотря на специфику каждой территории, есть некий набор правонарушений, который характерен для всех и с которыми без участия полиции не справиться. Так возник примерный перечень составов, тот минимум, который мы предлагаем внести в КоАП.  Остальное — специфичное для регионов — можно урегулировать соглашениями, о которых шла речь выше. На уровне профильного комитета Госдумы нас поддержали. Посмотрим, как будут развиваться события. Внесения новой редакции административного кодекса ждем со дня на день.

 Беседовала Ольга Давыдова

 Фото Александра Известкова

Поделиться: