Красивей не придумать, не сыграть!

Ах, неспроста поется в известной свадебной песне: «возможно, мы обряды помним слабо…»! Сетевой проект «Народ33» задался благородной целью просветить пользователей об основных свадебных обычаях народов на пост-советском пространстве. Ведь создание семьи – это непреложная ценность у всех наций и основных религий. Это красота и счастье, которые всех нас объединяют…

Казахская свадьба

Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата. Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были между собой дружны.

В назначенный день сваты жениха приходят в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраивают смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.

Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого ни одна из сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги. Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни — «той бастар». Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы.

В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.

Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в это время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение — бесбармак. Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия — один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям. Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями.

После входа молодых в дом тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе

со снохой, где должна находиться до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).

Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют «Бет ашар». Снохи выводят невесту под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.

Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования; каждая свадьба имеет свои особенности, которые зависят от условий той или иной местности.

Источник: http://ok.ru/narod33/topic/64666752068398

Белорусская свадьба

Почему на свадьбах кричат «Горько!», ставят молодоженов на рушник или надевают невесте на голову платок? И вообще: в чем суть свадебного торжества? Может быть, лучше на сэкономленные на свадьбе деньги купить что-нибудь в дом или поехать путешествовать?..

Наших предков такие сомнения не посещали. Не провести обряд свадебный обряд означало лишить себя поистине волшебной возможности запрограммировать будущую семейную жизнь на счастье, достаток и мир в доме. Белорусское «вяселле» («свадьба») ― один из древнейших обрядов белорусов. Он имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции.

Считается, что нельзя устраивать свадьбу и венчание во время поста: Рождественского, Великого, Петровского или Успенского. А также во вторник, четверг, в канун больших церковных праздников, в високосный год, в мае и год после смерти родственника. Благоприятными периодами для свадьбы считается время от конца августа до Рождественского поста, кроме поминальной недели (третья неделя после Покрова) и Мясоед, который длится с конца декабря до Маслиничной недели.

К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы.

Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.

В конце свадьбы мать жениха подходила к невестке, снимала с нее фату и повязывала символ женской доли ― платок и фартук. Фату передавали шаферке (свидетельнице), она надевала ее и делала три поворота вокруг себя. Этот обряд символизировал передачу жизненной эстафеты: считалось, что именно свидетельница станет следующей невестой. Потом фата оказывалась у других девушек, они повторяли ритуал. Затем мать жениха забирала фату и вешала ее в доме под иконами. Передавать, дарить или продавать фату нельзя, потому что она обладает мощной и надежной силой, охраняющей семейную пару. С ее помощью можно лечить будущих детей.

По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки. Нельзя использовать найденные кольца, переплавлять родительские.

Встречали молодоженов с караваем и медовухой. Медовуху нужно было только пригубить, а остальное вылить через плечо, чтобы все плохое осталось позади. Жених и невеста целовали каравай и кланялись. Затем они замыкали на пороге замок ― символ прочного счастья. А на сам порог ступать запрещалось, чтобы избежать ссор в семье. Молодые шли по самотканому полотну, которое за ними скручивали, чтобы никто на него случайно не наступил и таким образом не разлучил их. К столу жених и невеста подходили по ходу часовой стрелки (по солнцу), а выходили в обратном направлении. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их не разделяли ни ножки стола, ни подлокотники. Чтобы обеспечить богатство, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом мехом вверх, чтобы «были молодые богаты, как тулуп косматый». Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой.

Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить.

На протяжении всей свадьбы молодые сидели только вместе, держались за руки, чтобы между ними никто не проходил, в обратном случае брак мог быть недолговечным. Никакие обряды свадьбы или танцы не должны были разлучать пару. В некоторых районах Беларуси была даже такая традиция: сразу после венчания крестный отец соединял руки молодоженов и перевязывал их специальным рушником.

В конце застолья происходил еще один исключительно символичный обряд. К столу молодоженов подходила мать жениха, стелила на него рушник, на котором жених и невеста стояли во время венчания (или теперь регистрации в ЗАГСе). Затем вытирала салфеткой тарелки, ложки, фужеры, которыми они пользовались, и, вместе с венчальными свечками и куском каравая, складывала на рушник и перевязывала его поясом-оберегом. Это ― еще один символ счастливой семейной жизни, его складывали в шкаф или сундук и никогда в жизни не развязывали.

Пировали гости от души, но много пить на свадьбах считалось плохим знаком. Веселье заключалось не в выпивании спиртного, а в обрядовых песнях, танцах и играх. С выпивкой на свадьбе связаны определенные правила: первая рюмка всегда поднималась за самых старейших представителей родов, вторая ― за родителей и только на третьей внимание переключалось на виновников торжества. Во время застолья молодоженам преподносили «чашу терпения» ― ее нужно было выпить, чтобы она никогда не переполнялась. А родственники, в свою очередь, пили из одного бокала, таким образом объединяя семьи.

Обрядовый хлеб ― обязательный атрибут белорусской свадьбы, символ семейного счастья, благополучия, достатка. Началом свадьбы считалась выпечка каравая, а окончанием ― когда каравай делили и одаривали им всех присутствующих. Пекли свадебный каравай обязательно замужние женщины с благославления родителей молодоженов. Выпечка сопровождалась обрядовыми песнями-заклинаниями, которые должны были благоприятно повлиять на судьбу молодой пары. В пасмурный день тесто начинали замешивать только когда выглядывало солнце, иначе можно было навлечь несчастье.

Жениху и невесте дарили обрядовые свадебные куклы ― «неразлучницы». Эти куклы имеют одну руку на двоих и служат талисманом будущей семейной паре. Гости одаривали молодых, чем могли, приговаривая пожелания: «дарю конфеток, чтоб было много деток», «дарю пятаков, чтоб купили себе сынков», «зерно под пятку, чтобы жизнь была в достатке» и т.д.

Творили заговор на долгую счастливую жизнь. Брали две свечки, оставляли их на время в теплом месте, чтобы воск подтаял, потом скручивали в одну и подпаливали. При этом повторяли слова: «Я не свечки палю, а два сердца соединяю на хлеб-соль за столом, на хорошую жизнь, на семейное счастье. Аминь».

Источник: http://ok.ru/narod33/topic/64692357180206

Карельская свадьба

Как и всюду, в Карелии свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивали сборные посиделки. Их организовывали в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали молодежь из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем они желают познакомиться. Парню приводили понравившуюся ему девушку, и они весь вечер вместе сидели или танцевали.

На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение избраннице, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней, когда присылать сватов. Если он не был уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, то просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали,то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.

Если же девушка давала согласие, то на следующий же день собирала свои вещи и вместе с женихом уходила в его дом. Такую женитьбу называли «женился украдкой». Делали это порой и по настоянию родителей. В этом случае родственники жениха и невесты имели возможность избежать лишних и зачастую непосильных свадебных расходов.

Второй этап свадебного обряда — сватовство. В одних семьях отец единолично решал вопрос, кого призвать в качестве сватов и кому послать сватов, в других — это решали на семейном совете и с участием сына. Прежде чем послать сватов, подбирали такую семью, которая по материальному положению соответствовала бы семье жениха. При этом учитывалось: сколько братьев у жениха, какая доля ему достанется, если они будут делиться.

Свата выбирали из числа родственников или хороших знакомых — такого, который мог бы лучше всех рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались следующими вопросами: сколько у родителей жениха земли, сколько голов скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег в приданое давали корову, а иногда и овцу. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха. Сватов всегда принимали уважительно, сажали в передний угол мод иконами, угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за стол мать и отец невесты. Девушка по прибытии сватов обычно куда-нибудь скрывалась: в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье.

Проведя некоторое время в переговорах с родителями избранницы, сваты начинали требовать, чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь из родственников или соседка. И она должна была во время чаепития разливать

всем чай. Это являлось одним из испытаний. Признаком не хозяйственности считалось, если девушка при этом расплещет чай.

Во время угощения и дом заходили подруги невесты. Они стояли около двери и величали невесту и жениха князем и княгиней. Прежде чем сваты уезжали домой, родители избранницы договаривались с ними, когда приедут смотреть дом жениха. В заранее согласованное время они вместе с родственниками, а иногда и невеста, отправлялись в гости. Осмотру подвергались дом, домашнее имущество и даже хозяйственные постройки, скот. Жених и его родня старались показать товар лицом.

Затем стороны приступали к деловым переговорам: согласовывали вопросы о приданом, о дарах со стороны невесты, решали вопрос о «деньгах за голову», которые сторона невесты требовала с жениха. «Деньги за голову» — это своего рода плата родителям невесты за то, что они вырастили и воспитали ее.

Далее происходил обряд скрепления брачного договора, который обычно состоял из следующих действий: богомолья, собственно рукобитья, угощения и одаривания. Перед свадьбой невеста обходила родных, близких. Устраивалась «девичья баня» с расплетанием косы. После бани невеста предлагала угощение подругам, приговаривая: «Ешьте, милые подруженьки, последний ужин со мной». Начиналась подготовка к венчанию.

Утром к дому невесты подъезжали дружки. Выходил отец нареченной и приглашал их в дом, предлагал угощение. В это время мать и прибывшие родственники начинали расчесывать волосы у невесты. После этого брат помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала: «Куда вы меня одеваете, торопите к золотым венцам?» Перед венчанием мать благословляла дочь хлебом-солью, а отец — иконой. Невеста начинала молиться, плакала и причитала (конец XIX — начало XX вв.). Подружки брали невесту за руки и обходили с ней вокруг стола. Дружки шли впереди, потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани и ехали в церковь.

Предварительно жених договаривался со священником о времени венчания и об этом сообщал родным нареченной. Жених с невестой становились на специально разостланный кусок материи; венчание происходило так же, как и в наши дни. После этого свадебная процессия ехала в дом невесты.

С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Парни загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали выкуп за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимали, и свадебная процессия ехала к дому. Дружки и гости входили в дом. Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все садились за столы.

Непременным угощением являлось пиво, водка, на закуску подавали селедку, пироги, соленые грибы, а иногда и мясо. Через некоторое время в избу пускали всех любопытных. Гости за столом сидели долго, вели разговоры, а посторонние наблюдали за ними. Затем гости начинали собираться домой и приглашали всю родню невесты поехать в дом жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и ковригой хлеба благословляли молодых.

В доме жениха их встречали мать с иконой и отец с лукошком зерна, которым он осыпал молодых. По мнению родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и невесте, тем счастливее они будут. В некоторых деревнях, когда жених и невеста выходили из саней, мать жениха расстилала им под ноги шубу шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом гостей угощали. После пиршества отец и мать жениха снова благословляли молодых и отправляли их спать в клеть.

На другой день утром сюда входила мать жениха и бросала на пол глиняный горшок. Молодые собирали черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На колени невесте сажали маленькую девочку, которая ей дарила поясок. Один из родственников жениха бросал на пол деньги. Невеста подметала пол. собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила носовой платок. Днем жених и невеста носили ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть ушат, вылить воду. Невеста снова откупалась платком.

Источник: http://ok.ru/narod33/topic/64666737847086

Таджикская свадьба

Если быть в своем рассказе последовательным, то конечно нужно начинать со сватовства. Именно оно является у таджиков первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма. Да-да, калым до сих пор непременный атрибут любой свадьбы. И не спешите осуждать кого-то за отсталость взглядов. Посудите сами, как новоиспеченный муж будет относиться к молодой жене, выложив за нее ну очень «кругленькую» сумму, если меньшую по стоимости машину обихаживает каждый день? Конечно это шутка, но в ней есть рациональное зерно.

Итак, помолвка. У таджиков слово «помолвка» имеет три значения: «кабулдоран» («согласие обладать»), «ошхуракон» («угощение пловом») и «оклик» («чистота, белизна»). Руководствуясь именно последним термином, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери. В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый —«закрепление помолвки». Конечно, это более масштабное и дорогостоящее событие, но ведь и свадьба делается не каждый день.

Это действо, как правило, проводится в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей. Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы — «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки. На первом лежат сдобные свадебные лепешки: «гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и тд.). Третий поднос самый «вкусный», туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.

Собственно, после такого свадебного торжества уже не избежать! Основной особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха. Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.

А теперь непосредственно о дне свадьбы. Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками, под звуки оркестра народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Молодая, тоже в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг. В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и «чимилик» (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна «помочь» родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.

По традиции, невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер — символ счастливого нового дома. Девушку провожают в «чимилик», туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених. Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие. Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.

Близится время самого главного свадебного обряда — «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак. После молитвы мулла подает паре кубок с намоленной водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.

Подготовка к обряду «никох» молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте. После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.

Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов. Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов, о которых, мы пожалуй умолчим.

Источник: http://ok.ru/narod33/topic/64580513311534

Армянская свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много.

В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу.

Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги.

Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов. Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца.

На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Источник: http://ok.ru/narod33/topic/64486080654126

Поделиться: