"Грани романтизма" Франца Шуберта и Макса Бруха

Владимирский Губернаторский симфонический оркестр и дирижер Артем Маркин рады представить новую концертную программу «Грани романтизма» и приглашают владимирцев на вечер симфонической музыки.

В программе концерта, который состоится в Центре классической музыки 12 февраля, «Неоконченная» симфония Франца Шуберта и Симфония №o 1 ми бемоль мажор Макса Бруха, композитора, попавшего в нацисткой Германии в черный список.

Итак, первое отделение откроет сочинение, которое, по мнению критиков, дало дорогу романтизму в музыке и является одним из самых поэтичных в сокровищнице мирового симфонизма. «Неоконченная» симфония Франца Шуберта — это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Франц Шуберт

Франц Шуберт создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название «Неоконченная».

Продолжит вечер Симфония No 1 Макса Христиана Фридриха Бруха. Он родился в 1838 году в Кельне в немецкой католической семье. Его отец — заместитель начальника городской полиции, мать — певица Вильгельмина Брух, от которой он получил первые уроки музыки.

В 1862-1864 годах Брух работал в городе Мангейм, здесь он написал оперу «Лорелея». Первый успех Бруху принесла его кантата «Фритьоф». В 1880-1883 годы он возглавлял оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества — один из ведущих музыкальных коллективов Великобритании. С 1890 по 1910 годы композитор преподавал в Берлинской Высшей школе музыки.

Макс Брух

При жизни Бруха определенной популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» и «Огненный крест». Со временем, однако, в фокусе внимания исполнителей и аудитории остались, главным образом, симфонические сочинения Бруха: его скрипичные концерты, особенно первый, входят в стандартный скрипичный репертуар, «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, пьеса «Кол нидрей» для виолончели с оркестром на слова известной еврейской молитвы и на тему еврейских литургических мелодий. В нацистской Германии именно из-за этой пьесы композитор попал в черный список. Его произведения были сняты с репертуара и в послевоенной Германии почти забыты. Интерес к его творчеству возрастает в последнее время. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — три его редко исполняемые симфонии. И первую из них и представят на суд слушателям музыканты Центра классической музыки.

Поделиться: