«Весна идет, любви – дорогу!»

— именно такова была тема весеннего заседания литературной гостиной им.В.А. Солоухина. Поскольку оно состоя-лось на масленичной неделе, главным украшением стола стали ажурные блинчики от хозяйки гостиной Зинаиды Шаталовой, цветы от гостей-мужчин и, конечно, традиционная сервировка в гамме российского триколора.

Открыл творческую встречу непреложный обычай – стихи Владимира Солоухина в прочтении  доктора филологических наук Виктора Малыгина. Страничка «Читаем Солоухина вместе» ведет свою историю вместе с гостиной уже почти 24 года – немногие сообщества и даже зарегистрированные общественные организации могут похвалиться таким долгожительством в пореформенную эпоху…

О трудностях любви

Одно из моих самых ярких впечатлений юности – повесть о странной любви Любы Менделеевой и Александра Блока. Да простит меня автор – автора я не помню (кажется, это было женское перо, причем кого-то из наших землячек). А вот сюжет помнится: вроде они и любили друг друга с юности, а все никак не могли соединиться, потому что поэт «искал себя», а когда наконец-то сделал ей предложение, то она приняла его уже не из любви, а от безысходности. Конечно, фамилия Менделеевых в советские времена должна была быть непогрешимой, да и Блока уже изучали в рамках школьной программы, поэтому автор поэтизировал(а) их «высокие отношения». На самом деле поженились они рано, и теперь в интернете полно историй о том, что Блок был тот еще гуляка, а Люба Менделеева тоже  не чуралась левых романов  и даже родила не от мужа, а от любовника, – прямо femme fatale. Хотя Анна Ахматова называла ее некрасивой дурой.

Впрочем, ведь и у Ахматовой внешность – по современным-то меркам! – спорная. Нарисуйте горбоносенький профиль – всяк поймет, что за дама на картине… Но ею восхищались,  т.к. она наполняла необычностью и какой-то магией все, с чем соприкасалась, – не случайно будущий муж Николай Гумилев  называл ее колдуньей из Киева.

Их роман тоже был трудный, их отношения и после брака оставались мучительными, а потом и вовсе стали трагическими. Вообще, вряд ли история назовет много примеров, когда талантливым парам удавалось одновременно любить и оставаться свободными – эта независимость требовалась им как для творчества, так и потому, что такие нравы культивировались в обществе. Ведущая странички о поэтах серебряного века доцент Владимирского госуниверситета Наталья Гаврилова (на снимке) привела еще несколько примеров.

А еще прочла стихи Ахматовой и Гумилева – как бы транслируя их многолетний поэтический диалог друг с другом, в ходе которого рождались их лучшие стихи. Невольно приходишь к выводу, что мятущиеся творческие души 100 лет назад сами создавали себе трудности, чтобы в преодолении этих трудностей черпать вдохновение…

Страница поэтов серебряного века традиционно была посвящено памяти Валентины Кудасовой. И после нее  Виктор Малыгин плавно перешел к теме «Женщины в русской поэзии», сделав акцент на творчестве «шестидесятников». Помните классическое у Евтушенко? – «Лучшие мужчины – это женщины, это я вам точно говорю!».  Уверена, что в канун 8 Марта эти строчки звучали на многих корпоративах. Но надо слышать, как сочно и с глубокой симпатией это читает Малыгин (на снимке)!

 Стихи в журнале от «Судьи года»

Одно из стихотворений Е.Евтушенко в прочтении Малыгина было посвящено кубинской революции – искрометная история о республиканском конкурсе красоты. И оно как бы сцементировало целостность программы гостиной. Потому что судья областного суда Юрий Самылов (на снимке) рассказал нам о процессуальной революции (в буквальном смысле об эпохальных изменениях в процессуальном законодательстве), которая привела к появлению в  России судебной власти как самостоятельной ветви, и продолжает идти – в том числе и в наших умах.

Он заметил, что судейское сообщество стало чаще обращаться к литературному творчеству, и Совет судей России решил издать сборник «Моя Россия», куда попали и стихи нашего земляка. И это, кстати, далеко не первый его опыт творческих публикаций.

Многогранность талантов Юрия Владимировича, пытливый ум, потрясающий объем памяти и умение рассказать нескучным языком «практико-ориентированную теорию» для самых разных аудиторий – все эти качества не только неоднократно раскрывались на заседаниях гостиной, но и наверняка содействовали его победе во Всероссийском конкурсе «Судья года-2018». Он с гордостью продемонстрировал номерную медаль.

 Книги издательства «Калейдоскоп» — теперь и в киосках

Директор издательства «Калейдоскоп традиционно представил новинки. Во-первых, это роман-трилогия «Гардарика – земля русская» гусевского краеведа и члена Российского союза писателей Валерия Владимирова. Он писал эту книгу около 30 лет, поэтапно, она выходила в виде отдельных томов,  и вот вышла «под единой обложкой» с оригинальными иллюстрациями земляка автора —  Валерия Акинина, который теперь живет и трудится  во Владимире. Подробнее об издании и авторе можно прочитать здесь.

Книга «Дороги фронтовые», по словам издателя, — скорее «обычная для советских времен». Первое издание называлось «Рукописи на войне», было издано к 70-летию победы. Автор — Герой Советского Союза, участник Парада Победы, уроженец и житель Меленковского района Владимирской области Михаил Иванович Буденков — один из немногих, кто выжил в Бресте и консультировал  С.Смирнова при написании книги «Брестская крепость». Его собственная книга – это воспоминания рядового солдата Великой Отечественной войны, прошедшего долгий путь от Бреста до Прибалтики. Его рукопись пролежала в столе более 30 лет, прежде чем стала книгой. Тем не менее выход пробного тиража к 70-летию Победы не прошел незамеченным. Книга удостоена диплома Всероссийского конкурса «Книга Победы», получила «Приз читательских симпатий». Новый тираж по требованиям законодательства пришлось напечатать под новым названием. Часть тиража выкупила библиотека г.Невеля – наш земляк был почетным гражданином города, который он освобождал.

И, наконец, Евгений Зарецкий (на снимке) показал вторую книгу путешественника и общественного деятеля Юрия Леонтьева – документальную повесть «Владимирцы», которая издана в едином стиле с ранее   изданной книгой «Владимирка».  Вторая книга посвящена «однодворникам» дома во «дворе Николы Златовратского» 40-х годов, — в том числе их «командировке»  в Арзамас-16. 

Все эти книги, наконец-то, можно купить теперь в киосках «Роспечати» — хотя, конечно, цены там завышены. Но что ж делать, если книжный магазин во Владимире остался всего один…

А завершилось традиционное и одновременно необычное заседание пением песен А.Фатьянова, ведь на днях мы отметили его 100-летие. Спасибо областной библиотеке для детей и юношества в лице Екатерины Ковалевской – она устроила гостям ностальгическое караоке.

Елена Сатарова, фото автора

Поделиться: