«Манящий образ женщины желанной!»

У Владимира Солоухина есть немало пронзительных поэтических посвящений, в том числе – тост-сонет «За постоянно брезжущий вдали манящий образ женщины желанной!». С него и началось октябрьское заседание литературной гостиной имени Владимира Солоухина. Его темой был: «День сельской женщины. И снова о любви».

По традиции в начале заседания артистичное прочтение поэзии В.Солоухина подарил гостям доктор филологических наук Виктор Малыгин (на снимке — справа).

Потом, как обычно, последовал отдых-чаепитие с угощением от хозяйки гостиной Зинаиды Шаталовой (на снимке).

Мы давно не виделись, а возможность в неформальной обстановке пообщаться с друзьями и коллегами – это одна из самых приятных «фишек» гостиной. Тем более – за вдохновенно накрытым столом.

Продвижение поэзии «Серебряного века», по сути, стало не просто очередной страничкой заседания, а настоящей проектной деятельностью гостиной. Знаете ли вы, что осень 1909 года, по словам Марины Цветаевой, была в России «эпохой Черубины де Габриак»? Алексей Толстой называл ее «одной из самых фантастических и печальных фигур русской литературы». Кем она была на самом деле — блестящей поэтессой и женщиной-легендой Петербурга, из-за которой соперничали и посвящали ей стихи  Н.Гумилев и  М. Волошин? Или речь идет о мало известной (да и неинтересной!) переводчице и преподавательнице французской литературы, авторше детских пьес и неизданных сказок, хромоногой и пухлой барышне Елизавете («Лиле») Васильевой? Обе они – это одно лицо.

У Елизаветы Васильевой действительно была во многом печальная биография – полное утрат и нездоровья детство, а последние годы – ссылка в Ташкенте. Исследователи шутят: чтобы быть ее биографом, надо стать Достоевским. Ее творчество редактор журнала «Аполлон» Маковский сначала отверг, потому что она физически не соответствовала его «эстетическим стандартам» восприятия женщин начала XX века. Поэтому пришлось засылать стихи под псевдонимом: имя Черубины взяли из популярного зарубежного романа, а  Габриаком Волошин прозвал «морского чертика», найденного в Коктебеле — он был выточен волнами из корня виноградной лозы,  имел одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица. Некрасивая и хромая Васильева согласилась на такую «ассоциацию». Впрочем, при этом современники-мужчины говорили о ее необыкновенных («собачьих»?) глазах и считали сексапильной. Гумилев – так тот вообще страдал и мучился от неразделенной любви. А Волошин через 20 лет  написал очерк «История Черубины», в котором поведал историю создания мистификации, сыгравшей огромную роль в судьбах всех участников той истории. Ну, а мы, через 110 лет, затаив дыхание, слушали на гостиной стихи, рожденные в годы метаний «мистической женщины» между двумя гениями. С ними нас познакомила кандидат филологических наук, доцент Наталья Гаврилова.

В октябре исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Есенина. «Гори звезда моя, не падай!» — так называла страничку памяти поэта зав.отделом мультимедийных технологий областной библиотеки для детей и юношества Екатерина Ковалевская (на снимке). В ее мультимедийном повествовании раскрылось много неожиданных фактов о Есенине, и отдельной нитью тоже прошла тема «о странностях любви». Был сделан интересный обзор исследовательской литературы о смерти поэта.

Разумеется, не обошли стороной и юбилей нашего земляка – исполнилось 90 лет со дня рождения Геннадия Петровича Никифорова. Его родина – село Небылое, а первым местом работы после окончания филфака ЛГУ стала  областная молодежная газета «Комсомольская искра». В 1965 году Верхне-Волжское книжное издательство выпускает его повесть «Попадья», за которую его приняли в члены Союза писателей СССР (а это было дело ох каким труднодоступным!). После «Попадьи», которая не раз переиздавалась (а в 1971 вышла на чешском языке в Чехословакии), Геннадий Никифоров создает роман «Горькая рябина», повести «Строка в биографии» и «Нежданный гость», циклы рассказов «Через много-много лет». Екатерина Ковалевская показала издания произведений земляка, которые есть в фондах библиотеки. Вот бы их переиздать…

Главный популяризатор творчества владимирских авторов – издательство «Каледйоскоп» — отмечает ныне 30-летие. Оно появилось в 1989 году — сначала  как одноименная газета, название которой было придумано писателем и журналистом  Светланой Барановой. Газета в свою очередь появилась без привлечения партийных и профсоюзных средств, что тогда было само по себе нонсенс. Разрешение на ее издание получил областной Союз журналистов. В штате числились секретарь-машинистка с окладом 60 рублей и редактор с окладом 110 рублей. Местные журналисты считались элитой – оклады были в разы больше редакторского плюс доступ в спецмагазины. Никто не захотел впрягаться в историю со многими неизвестными.

Волею судеб в наш регион из Ленинграда занесло Евгения Зарецкого – «птенца» Ленинградской литературной студии под руководством знаменитой переводчицы Татьяны Григорьевны Гнедич. Он привез с собою свободолюбивый дух и отменный литературный вкус той школы. На момент появления «Калейдоскопа» Зарецкий работал в районной газете «Суздальская новь» — ездил туда из Владимира, много писал, в том числе в почти забытом ныне жанре фельетона, и нередко попадал «под санкции» местных важных людей из райкома партии и иже с ними. В общем, он  оказался единственным, кто заинтересовался предложением «создай новую газету из воздуха и без сотрудников». При этом он вообще не имел представления, что нужны какие-то фонды на бумагу, как оплачивать типографские услуги и аренду. Оставались под вопросом и материалы, которые могли бы привлечь потенциальных читателей-покупателей. Да, перестройка была в разгаре, гласность – в моде, но Владимирская область в плане «альтернативной информации» оставалась сонным болотцем…

С юмором и ностальгией Евгений Хаимович (на снимке — справа) рассказал об истории становления издательства.

Первым был «Дневник жены Махно», который позволил «Калейдоскопу» громко заявить о себе на всероссийском рынке. А сегодня редакцией издано уже более 1000 наименований книг. Разумеется, очередные новинки (на снимке) Е.Зарецкий презентовал библиотеке гостиной.

Новые штрихи в творчестве представил художник Михаил Белан. (на снимке )  Это будет цикл картин о цветах – в необычном формате, с особым оформлением паспарту. Увидев эту красоту, ахнули не только женщины, но и мужчины!

Уже не первый раз заседание гостиной растягивается сверх «регламентов», но, несмотря на поздний час, гости не теряют остроты восприятия и интереса – уж больно хороши авторы страничек как рассказчики. В их числе и Юрий Самылов, который нескучным языком умеет поведать о новостях юриспруденции и судебной реформы и в очередной раз удивить простыми, идущими от души стихами.

… За окном – пасмурная осень, люди маются апатией или вовсе депрессией, а мы заряжаемся творческий энергией и продолжаем открыть новые миры, рожденные чьей-то любовью. Спасибо, что у нас есть гостиная…

Елена Сатарова, фото автора

Поделиться: