Не везет нам в рейтингах, повезет в ...?

Фонд «Петербургская политика» и ИА REGNUM опубликовали новый выпуск Рейтинга устойчивости регионов (декабрь 2012 года).

Владимирской области вновь не повезло: мы попали в группу регионов со слабой устойчивостью.

Аналитический комментарий

Главным сюрпризом прошедшего месяца стал рост готовности губернаторов публично отстаивать собственную позицию по ряду резонансных вопросов — даже в тех случаях, когда она могла идти вразрез с позицией части федеральных элит. Самыми яркими примерами этого стали дискуссии относительно выборности глав национальных республик и вопросов усыновления.

Возобновление споров о возможности отмены прямых выборов глав регионов (или хотя бы национальных республик) в ноябре — декабре 2012 года шло при сочувствии (или, по меньшей мере, нейтралитете) федерального Центра. Апелляции к заявлениям В.Путина о возможности «особых схем» для национальных республик выглядели как указание на намерение отказаться от ряда сделанных в ходе политической реформы декабря 2011 года уступок — по меньшей мере, в отношении национальных республик. Однако главы многих регионов восприняли такой сценарий как недружественный и способный нанести ущерб их политическому влиянию в регионе. В результате против отказа от выборности выступили не только руководители Татарстана и Башкортостана, но и, например, глава Дагестана — хотя именно эту республику чаще других называли потенциальным полигоном возврата к назначаемости. В свою очередь, партия сторонников отмены выборов оказалась представлена только главой Северной Осетии Т.Мамсуровым — причем это выглядело как указание на дополнительную слабость властей этой республики, не сумевших добиться убедительных результатов для «Единой России» на осенних выборах в республиканский парламент.

Сюрпризы сулило и вовлечение региональных элит в кампанию по PR-поддержке законопроекта о запрете усыновления детей-сирот гражданами США. Формально необходимая поддержка была продекларирована региональными парламентами, однако сам факт подключения к кампании вокруг спорного и малопопулярного среди сенаторов и региональных депутатов шага стал для них неприятным сюрпризом. В результате на заседании Псковской областной думы решение о поддержке было принято только со второго раза минимальным числом голосов, а часть сенаторов (особенно чувствительных к репутационным рискам) пошла по пути диверсификации имиджевых рисков и под разными предлогами уклонилась от участия в голосовании. Более того, свои сомнения по поводу закона высказала целая группа губернаторов. В их числе оказался не только Н.Белых (Кировская область), но и главы Калининградской и Новосибирской областей Н.Цуканов и В.Юрченко, ранее не замеченные в склонности к подобным публичным жестам.

В целом завершение года не ознаменовалось заметным ростом социальной активности, что вполне естественно для предновогоднего периода. Несмотря на отдельные волнения (митинг в Ижевске с требованием отставки главы республики, приостановка производства на заводе «Форд» во Всеволожске, выступления в связи с реорганизацией вузов), в целом социальный фон оставался относительно ровным. На первый план снова вышла внутриполитическая проблематика, связанная с межгрупповыми конфликтами внутри региональных элит. Наиболее заметно проявляется накаление ситуации в тех регионах, где в ближайшие полгода истекают полномочия действующих глав. Предстоящие назначения указами президента РФ исполняющих обязанности губернаторов будут расцениваться как определение федеральным Центром позиции в пользу (или против) той или или иной кандидатуры на пост руководителя субъекта Федерации. По состоянию на начало января можно было говорить о предпочтительных позициях главы Хакасии В.Зимина, чьи шансы на утверждение считаются пока наибольшими. В свою очередь, губернаторы Владимирской области и Забайкальского края Н.Виноградов и Р.Гениатулин оказываются в зоне риска: их шансы на переутверждение постепенно снижаются, а активность внутренних и внешних конкурентов нарастает. Неопределенной остается ситуация вокруг глав Магаданской области и Хабаровского края Н.Дудова и В.Шпорта. Борьба за власть в связи с назначением и.о. губернаторов и предстоящими в сентябре прямыми выборами остается главным вызовом для социально-политической устойчивости российских регионов (по крайней мере, за пределами Северо-Кавказского федерального округа). На других фронтах разворачивалась борьба за контроль над региональными парламентами и администрациями региональных административных центров. В Адыгее это привело к переносу утверждения спикера местного парламента, в Курганской области — к смещению спикера с перспективой приостановки его членства в руководящих органах «Единой России», в Улан-Удэ — к поражению многолетнего мэра, пытавшегося занять пост главы городской администрации.

Как показывают события конца 2012 (а также не попавшие в настоящий Рейтинг заметные информационные поводы начала 2013 года), в ближайшие недели можно ожидать еще одной тенденции — стремления глав регионов на присоединение к «патриотическому» тренду в соответствии с повесткой дня, вытекающей из ежегодного Послания президента РФ. Если еще в декабре инициативы Р.Кадырова о приглашении Ж.Депардье в Чечню расценивались как весьма экзотические, то январская активность Мордовии на этом поприще получила недвусмысленную федеральную поддержку. Поскольку критерии «патриотичности» остаются весьма размытыми, вполне возможно, что регионы будут проявлять творческую активность, стремясь продемонстрировать приверженность «патриотической» тематике.

Топ-10 событий декабря 2012 года в региональной политике

1. Дискуссии о возможности отказа от прямых выборов глав ряда российских регионов

2. Вовлечение региональных парламентов в обсуждение закона об ограничении усыновления детей-сирот

3. Серия громких убийств в Кабардино-Балкарии

4. Обострение конфликтных ситуаций в связи со скорым истечением полномочий ряда губернаторов

5. Утверждение сити-менеджера Улан-Удэ

6. Митинг в Ижевске с требованием замены главы Удмуртии

7. Выборы мэра Новочеркасска

8. Серия чрезвычайных ситуаций в коммунальной сфере

9. Подготовка к судебному процессу над бывшим губернатором Тульской области В.Дудкой

10. Принятие Правительством РФ государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

Краткое описание Рейтинга

Рейтинг Фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная. Оценка сопровождается публикацией наиболее заметных событий месяца, которые могли оказать положительное или отрицательное воздействие на уровень устойчивости или имели резонансный характер. С 2013 года принято решение отказаться от «сквозного» присвоения регионам мест в зависимости от общей оценки устойчивости. Несмотря на наглядность такого ранжирования, оно несколько «консервировало» выводы рейтинга: на высших строках оказывались среднеразвитые в экономическом плане регионы со слабыми традициями социально-политической активности (Пензенская область, Мордовия и т.п.), в то время как внизу неизбежно получали «прописку» северо-кавказские республики. Поэтому, сохраняя введенную 10-балльную шкалу, мы изменили порядок ее предъявления. Все регионы разделены на 4 категории с точки зрения устойчивости и внутри этих категорий сортируются по динамике изменения оценок за месяц. Это позволяет сделать больший акцент на событиях и тенденциях последнего месяца, не отказываясь в то же время от ранее предложенной общей классификации.

Лидерами роста рейтинга в декабре 2012 года чаще других становились:

• Регионы, выходящие из стресс-тестов избирательных кампаний 2012 года (Брянская, Рязанская области) или досрочных замен губернаторов (Московская область)

• Регионы, получившие подчеркнуто комплиментарные оценки из уст высших руководителей РФ (Мордовия).

В числе основных категорий аутсайдеров можно выделить:

• Регионы со скорым истечением срока полномочий губернаторов (Хакасия, Владимирская область)

• Регионы, руководители которых оказались в состоянии конфликтов с представителями местных элит (Чувашия)

• Регионы, где обострились конфликты вокруг позиции депутатского корпуса (Курганская, Псковская области)

• Регионы, где кандидаты ЕР потерпели поражения на местных выборах (Вологодская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области, Ставропольский край)

• Регионы с резким ростом террористической активности (Кабардино-Балкария).

Средняя оценка устойчивости социально-политической ситуации в регионах (по 10-балльной шкале)

Сентябрь — октябрь 2012 7,05
Ноябрь 2012 6,90
Декабрь 2012

6,78

РЕЙТИНГ

Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)

Регион (Глава региона) Текущий рейтинг (рейтинг за ноябрь 2012) Позитивные

события

Негативные события Прочие значимые события Динамика
Владимирская область (Николай Виноградов) 4,9 (5,1) Утверждение губернатором порядка выплаты денежных компенсаций за наем жилья работникам областных государственных учреждений Открытие перинатального центра во Владимире Обострение внутриэлитных конфликтов в связи со скорым истечением полномочий губернатора Неудачная попытка губернатора оспорить в суде региональный закон о запрете “Веселящего газа”. Наблюдатели рассматривают прецедент как усиление противостояния Виноградова и депутатского корпуса Прорыв магистральной теплосети во Владимире, без тепла остались 19 жилых домов Самоубийство 14-летней школьницы во Владимире Проверка следственными органами Владимирской области фактов «крышевания» местного бизнеса главой Мурома Евгением Рычков Неучастие члена СФ Александра Синягина в голосовании за закон, ограничивающий усыновление (прислал письмо спикеру в поддержку закона) Оценка губернатором своих шансов на переизбрание как «довольно высоких». Однако пока он не принял решение, будет ли баллотироваться на новый срок -0,2

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1611401.html#ixzz2HYSweAnU

 

 

Поделиться: