В минувшую субботу молодой журналист, блоггер, выпускница Владимирского областного колледжа культуры и искусства Ирина Курочкина показала своим педагогам, друзьям и знакомым дипломный спектакль по философской пьесе немецкого автора Ульриха Хуба «У ковчега в восемь».

Эта притча о вере и безверии, дружбе, любви к ближнему сразу же завоевала признание на родине драматурга и получила приз как лучшая детская пьеса Германии. Но её проблематика оказалась намного шире рамок детской пьесы, и сегодня «У ковчега в восемь» с огромным успехом ставят «взрослые» театры Европы и России.

 Выбор пьесы начинающим режиссером кажется очень удачным, своевременным и логичным. С одной стороны, выбор этот отражает мятущийся и взыскующий правды жизни характер самой Ирины Курочкиной.

С другой – помогает получить ответы на «проклятые вопросы», над которыми бьется сегодня ее поколение, не верящее ни в чох, ни в сон, ни в вороний грай.

(На фото -Ирина Курочкина на репетиции спектакля)

Эпоха главенства идеологий завершилась сегодня полным крахом этических и моральных норм. На фоне юношеского нигилизма и презрения к отжившим истинам молодежь упорно создает собственную философию, пользуясь не лучшими образцами для подражания и далеко не всегда успешно воплощая их в повседневную духовную практику. Подтверждением тому является накрывшая общество волна подростковых самоубийств.

Немецкий драматург (он же актер и режиссер) Ульрих Хуб проецирует рассказанную в Библии историю о Ноевом ковчеге в современность и таким образом ставит знак равенства между тем, что происходило с человечеством в допотопном мире, и тем, что происходит с ним сейчас. К чести автора, он нашел нужный язык и попытался в игровой и ироничной форме поговорить с детьми о высоких моральных принципах, об истинной дружбе, о праве на ошибку, о Боге и о душе. Иногда такая – отстраненная — форма общения оказывает более сильное воздействие на умы, нежели сухое морализаторство.

При этом в центре повествования оказываются отнюдь не люди, а… три безымянных пингвина, которые, впрочем, отличаются характерами: плохой пингвин (Артем Гниденко), хороший пингвин (Александр Севастьянов), мыслящий пингвин (Мария Самсонова). Между этими персонажами и Богом, благодаря которому они попадают в экстремальные обстоятельства потопа, и завязывается главный конфликт пьесы – апокалипсиса в одном действии, в котором не последнюю роль сыграли орудие рока Бабочка (Виктория Кирьяненко) и посланница Господа Голубка (Кристина Голованова).

Спектакль, поставленный Ириной Курочкиной, как и подобает библейской притче, получился лаконичным в использовании выразительных средств, цельным и продуманным до мелочей, начиная от пригласительных билетов на спектакль, больше похожих на обычные пассажирские, и до униформы билетерши.

Вот только путешествие на Ноевом ковчеге было для зрителей не столько банальным развлечением, сколько трудным размышлением над вечными истинами, которые не перестают быть менее актуальными, даже если на них наплевали взрослые, состоявшиеся в жизни, сытые дяди и тети.

(Снимок на память: после успешной премьеры)

P.S. После просмотра пьесы в постановке Ирины Курочкиной возникает непреодолимое желание окликнуть на улице некоторых не очень продвинутых личностей: «Эй, пингвин!». Так что к показу однозначно рекомендовано. В качестве профилактического средства от черствости души.

Еще было бы неплохо показывать этот спектакль вместо классных часов в общеобразовательных учебных заведениях. Тем более что он компактен и поэтому очень мобилен.

Ольга Романова

(Фото Александра Сухова и из личного архива Ирины Курочкиной)

Поделиться: