Концепция развития инфраструктуры «Золотого кольца» уже два десятка лет не востребована администрацией Владимирской области.

С появлением в нашем регионе врио губернатора С.Ю. Орловой меня не перестает удивлять то, с каким желанием и знанием ситуации она принялась за решение проблемы привлечения туристов на владимирский участок маршрута Золотого кольца России.

Врио губернатора уже заявила, что сосредоточит внимание на строительстве доступных гостиниц и аэропорта. Однако замечу, что проект, намеченный С.Ю. Орловой, уже был положен на бумагу в начале 90-х годов прошлого века.

Уже в то время на постсоветском пространстве задумывались над идеей, которая могла бы объединить вокруг себя миллионы людей и стать понятной ближним и дальним зарубежным соседям. Такой идеей стало «The Golden Ring of Russia». В дальнейшем именно разработка этого, как сейчас говорят, бренда была включена правительством в перечень важнейших направлений развития государства.

В 1990 году в период метаний по поводу развала СССР коллектив малого государственного предприятия ООО «Инком» предложил председателю комиссии Верховного Совета по связи, информатике и космосу Михаилу Малею, впоследствии вице-премьеру первого правительства РФ, разработать программу «Золотое кольцо России», которая должна была стать национальной программой страны. Основной ее идеей было создание инфраструктуры (дорог, связи, энергообеспечения и информационного пространства) главного туристического маршрута, что дало бы толчок развитию индустрии туризма в регионе.

В основу программы легли масштабные проработки рекреационных возможностей для туризма во Владимирской области, проведенные в середине 60-х годов. Авторами нового подхода были владимирские архитекторы, юристы, экономисты, работавшие тогда на предприятии «Инком». Первые заработанные в 1990 году 40 тыс. рублей команда «Инком» потратила на реализацию предложений в будущую государственную программу всего «Золотого кольца».

29 июня 1991 года  председатель Совета Министров РСФСР Иван Силаев дает добро на создание АО «Золотое кольцо России» (№ ППР -38-21734). 16 июля 1991 года свои распоряжением (№ ММ -38-24510 СМ РСФСР) Михаил Малей поручает главам облисполкомов Московской, Ярославской, Костромской и Владимирской областей, РАО Концерн «Росавтодор» оказывать «содействие в реализации этого предложения». Спустя время — 8 сентября 1992 года — президент России Борис Ельцин поручает (№ ПР-1578) премьеру Егору Гайдару проработать в Правительстве проект указа.

По заданию первого заместителя председателя Правительства РФ Геннадия Бурбулиса вместе с главой Суздальского райисполкома Юрием Бурлаковым я побывал на приеме у австрийского канцлера Браницкого и рассказал ему о государственной программе развития туризма. В результате этого визита участницей российского проекта стала Австрия.

В рамках обсуждения этой программы генеральный директор Организации Объединенных Наций по промышленном развитию (UNIDO), базирующейся в Вене, Маурисио Кампос также изъявил желание участвовать в программе и с этой целью в августе 1993 года три дня провел во Владимире и Суздале.

ЮНИДО и Россия были готовы подписать протокол о намерениях 3 октября 1993 года. Но утром этого дня мне позвонил помощник Маурисио Кампоса: «Мы не можем ничего сделать! У вас президент стреляет по парламенту».

В итоге 5 млн. долларов, уже выделенные «Райффазенбанком» на развитие инфраструктуры туризма Суздальского района, включая дорожно-транспортную сеть, системы связи и телекоммуникации, создание новых структур переработки сельхозпродукции, предприятий народных промыслов и сервиса, получены не были.

Сегодня, на мой взгляд, инфраструктура «Золотого кольца» на территории области создается хаотично, без учета возможностей дальнейшего развития. Для организации и планирования этого процесса нужна продуманная программа. Фактически она уже написана, и ее можно и нужно возобновить, пересчитав экономическое наполнение.

Немаловажно, что госпрограмма по созданию инфраструктуры туризма «Золотое кольцо России» базировалась на научных исследованиях 60-х годов, в результате которых были разработаны рекреационные схемы, предусматривавшие увеличение объема турпотока до 3 млн. человек в год – не более! Именно таковы, по расчетам экспертов, рекреационные возможности области.

При этом авторы программы обоснованно локализовали задачу, сосредоточившись исключительно на развитии инфраструктуры туризма, то есть на строительстве дорожно-транспортной сети и объектов энергетики, развитии систем связи и информации. Все перечисленное создает экономическую базу для последующего развития индустрии туризма – гостиниц и общепита, которые, в свою очередь, стимулируют развитие аграрного сектора экономики. Кроме того, программа предусматривала и строительство аэропорта малой авиации во Владимире для переброски турпотока внутри Золотого кольца России.

За истекшее с момента написания программы время вместе с военными картографами наше предприятие создало первые ГИС и цифровые карты, но в полном объеме аналогичные проекты по целому ряду причин были осуществлены за пределами области — в Ульяновске и Ташкенте.

Сейчас ООО «Инком» ведет работы по созданию высокоточной трехмерной карты «Золотого кольца России», которая ляжет в основу виртуального путешествия. Интересно, что трехмерная карта способна сама окупить затраты на свое создание через Интернет-портал, осуществляющий доступ к ней пользователей.

«Трехмерные модели» Дмитриевского и Успенского соборов уже получены и переданы на хранение во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, поскольку высокоточные измерения параметров памятников в течение 10 лет позволяют наблюдать за изменениями их архитектурного облика.

Окончательно госпрограмма была свернута в регионе в связи с приходом на губернаторский пост Н.В. Виноградова. Одно из мероприятий, которое было осуществлено в ее рамках, — строительство перемычки между Переславлем Залесским и Юрьевом-Польским, которая замкнула Малое Золотое кольцо России – не путать с Малым Золотым кольцом Владимирской области, активно продвигавшимся экс-директором департамента по физкультуре спорту и туризму Леонидом Борисенко! Между тем как в других регионах, таких, например, далеких от Золотого кольца России, как Калужская область, программа была принята на вооружение.

С приходом в наш регион врио губернатора С.Ю. Орловой появляются надежды на системный подход к развитию в регионе инфраструктурных элементов туризма.

Владимир Арзуманов, директор ООО «Инком»

(Фото В.Арзуманова — с сайта vladimir.rfn.ru)

Поделиться: