Под сенью девушки в цвету

Вчера в Областном Доме работников искусств известная владимирская журналистка Екатерина Цветкова познакомила избранных со своей первой Книгой Цветов (пардон, Книгой Стихов).

Среди избранных находились маститый православный поэт Вячеслав Улитин, иерей Богородице-Рождественской обители о. Владимир (Торгов) с неожиданным светским навыком пения под гитару, держательница салона авторского платья Татьяна Фадеева, опытные и молодые журналисты, коллеги и друзья героини вечера.

Вячеслав Улитин

о. Владимир (Торгов)

Татьяна Фадеева

Самым титулованным гостем был заслуженный художник России, действительный член Петровской Академии наук и искусств Виктор Смирнов (на снимке).

Он же – и самым причастным к выходу книги, соработником в её создании. С него, маэстро живописи, книга, собственно, и начинается. Это ларчик из яшмы и лазурита, который хочется открыть немедленно. И ларчик просто открывался:

Не знала такого Покрова, как сегодня. Весь день – солнце, золотое очарование осени, музыкальный шелест и хруст листвы под ногами…Церкви, рассыпанные по валам, сады, дома. Зазвонили к вечерней. Я всё ещё с одним крылом. А в памяти – июль. Мы сидим у самого подножия храма Покрова на Нерли. Я ем огурец. Даже — похрустываю огурцом. Ты-яблоком.

Да ведь это проза! Конечно. Но разве ж это и не поэзия? Уверен. Поэтизированная проза в книге расположена островами, которые обтекает стихотворная река. Сей вербальный пейзаж гармонизирует визуально картинная галерея упомянутого художника В.Смирнова из двух десятков репродукций. Слово, живопись…А ещё – музыка. Стихомузыка, ибо произведения свои автор читает вслух, разложив листки на пюпитре, как ноты, слегка поддерживая словесный ритм телом, подсвечивая полуулыбкой и кладя свой голос на приглушённые аккорды Глюка, Бетховена, Шопена.

За роялем и с гитарой в руках – Татьяна Трояновская (на снимке), музыкант и друг семьи. Музыка – творческое кредо поэтессы, выраженное в имени сборника.

     

«Песни апрельского вечера» называется Катина книга. В ней вы встретитесь и с песнями декабрьского вечера, и с песнями июльского, и с другими…Беглым почерком на обложке – «Листки из дневника».

Кому же не захочется с хищным любопытством прочесть дневник такой девушки в цвету – с фамилией Цветкова – с розой на груди, но не блоковской, «смятой» розой?

Стихи в книге  и впрямь разложены по календарю, как в цикле «Времена года», но тех, кто хотел бы узнать досужие подробности из личной жизни видной барышни уездного города, ждёт облом.  Перед вами – дневник радости целомудренного бытия. Дневник любви ко всему миру с его невзгодами, к его Создателю, и женской, мирской любви к тому, имени которого мы не знаем.

 Знаешь, о чём говорит Имя Твоё мне,

Когда моя грусть терзает меня?

Оно говорит: «Не грусти!», –

И я уже не грущу.

Знаешь, о чём говорит Имя Твоё мне,

Когда себя чувствую одинокой?

Оно говорит: «Ты не одна!», –

И я уже не одна…

Это признание – одно из самых совершенных в книге. Молитвенная интонация Катиных строк, о которой подробно сказал на вечере поэт Вячеслав Улитин, не обманывает читающего их: перед нами – исповедьверующей души. Господь и Богоматерь стоят за плечами стихотворицы и тогда, когда она ведёт внешне непритязательный дневниковый разговор.

 В тихое, ночное –

Колыбель дождливая,

За рекою поезд –

Жди-ты-жди-не-жди-меня.

Дверь незатворённая

В прежнее, случайное.

Молоко топлёное

Выпьешь на прощание?..

Чайковский за чашкой чая,

Нечайно вдребезги два блюдца – моё и Ваше.

Ты не скучай!

Какое там! дел – непочатый край,

Но не сейчас…

Чайковский, чай,

Звучат созвездия, планеты.

Часы молчат: четыре с четвертью…

Катина муза – не та диктующая Данте страницы ада  «гостья», от приближения которой холодела Анна Ахматова, а девочка в венке из полевых цветов, протягивающая другим цветы. Цветкова же!  Анализировать Катины стихи в привычном понимании, то есть отделяя строку от строки, как волокна мышечной ткани пинцетом, не хочется. Они действуют всем объёмом поэтической материи, в отличие от многих стихов, которые, как на гвозде, держатся на одной строчке, начальной или конечной, занесённой ветром озарения в голову сочинителя. Всё остальное здание такого стихотворения достраивается сверху или снизу под одну замечательную строчку. Такое не про Екатерину.

Мама поэтессы слушала её с понятным напряжением, время от времени ещё и наводя на дочь око фотообъектива. Потом она, всем известная журналистка федеральных СМИ Светлана Цветкова (Биткина), говорила о трудолюбии (позабытое слово!) дочери. Все знают, что в творческом багаже Кати – крупные телевизионные работы, известные во Владимирской области и за ее пределами — о князе Андрее Боголюбском, писателе Иване Шмелёве, архитекторе Игоре Столетове. А ещё ей хочется сделать фильм о русском генерале Николае Столетове. А ещё ей надо защитить кандидатскую по специальности «социальная философия», в которой исследуется проблема манипуляции сознанием средствами кино и телевидения. Это надо той самой Кате, которая читала залу «Песни апрельского вечера»…

Мама  говорила и о сложностях, и о строгости отношений с дочерью. Одного не сказала: откуда берутся всё-таки в наше время такие дети, которых однажды назвали «цветами жизни»?

Валерий Скорбилин   

(Все фото Дмитрия Киреева, фото художника Виктора Смирнова — Виктории Турковой)

Поделиться: