В Соловках, как в капле воды, отражается вся Россия

На конкурс «Клуба путешественников»

Дороги, дороги… Зовут, убегают, ведут, ложатся под ноги. Вся наша жизнь – одна длинная дорога: то прямая и ровная, то извилистая и петляющая, то прячется в лесной чаще, то упирается в горы или побережье океана. Идёшь по дороге то один, то в толпе, то с хорошими попутчиками. Хороший попутчик в дороге – это здорово! Тогда и дорога становится легче и интереснее.

Немало дорог прошли мы с учениками за 10 школьных лет: с рюкзаками за спиной преодолевали мы лесные тропы нашей Владимирской области, с бесстрашием штурмовали Кавказские горы, не торопясь измеряли шагами улицы Санкт-Петербурга, Пскова, Москвы. Открывая что-то новое в своей душе, шли мы к могиле Пушкина. С трепетом и гордостью исследовали места Бородинского поля. По невидимому глазу воздушному пути нёс нас самолёт в далёкий Берлин. Поезда везли нас на юг, на запад и, наконец, на север…

Почему именно на Соловецкие острова повезла я своих уже ставших взрослыми учеников? Отвечу словами историка Сергея Морозова:

«В Соловках, как в капле воды, отражается вся Россия со всеми её проблемами и настроениями. Всё, что мучает Россию, здесь, на архипелаге, происходит наглядно, остро и подчас драматично. Идея Соловков напрямую соотносится с русской идеей, а соловецкая духовность – явственный показатель духовности российской».

Всё необычно, и многое для моих учеников впервые – белые ночи, ночлег в Кеми на подворье среди паломников, путь по холодному белому морю на катере «Святитель Николай», сопровождающие нас в небе чайки и приветствующие нас тюлени и белухи… И вот чудесный момент появления из тумана Большого Соловецкого острова!

Как будто иллюстрация к волшебной сказке – башни и купола церквей Соловецкого кремля. Так же, как и мы, столетиями вплывали в бухту Благополучия паломники и трудники, туристы и заключённые Соловецкого лагеря. Как всё смешалось в истории!

Размещаемся в Архангельской гостинице, и история вплотную касается нас. Прикосновение её холодно – здесь в тридцатые годы во времена ГУЛАГа размещался женский барак.

И вот начинается наше постижение Соловков. Все пути измеряются соловецкими верстами (1км 84м).
День первый – обедаем в монастырской трапезной, потом идём по Кремлю вслед за своим экскурсоводом. Молодой человек как будто беседует сам с собой и с нами, высказывает вслух мысли, из которых складывается история этого потрясающего места. Поднимаемся ли мы на стены, спускаемся ли в подземелья, заходим ли в храмы – с каждым шагом раскрываются какие-то тайны, и появляются новые вопросы и мысли.

Монастырь – место молитв, место трудов, место заточения, место смерти, место возрождения. Для всех, кто сюда попадает – место преображения. Недаром монастырь Спасо-Преображенский. Такими, какими мы были раньше, мы уже не будем. Преображение коснулось и нас.

День второй – идём на знаменитую Соловецкую дамбу. 9 соловецких вёрст в один конец. Плюс ещё одна верста – длина самой дамбы. Плюс ещё верста до Сергиевского скита. Итого – 22 версты всего нам предстоит пройти за сегодняшний день. Много? Возможно…
Фото 5
Дамбой монахи соединили когда-то два острова – Большой Соловецкий и Большая Муксалма. На Муксалме было образцовое животноводческое хозяйство, но добираться туда морем было небезопасно. Вот и построена была дорога прямо через морской пролив! Шли, считая вёрсты по верстовым столбам, останавливались отдохнуть и приготовить чай, и, наконец – вот она, дамба! Восторга перед этим рукотворным чудом никто не мог сдержать!
День третий – отправляемся через лес на лодочную станцию, чтобы прикоснуться к ещё одному Соловецкому чуду. На острове монахи поставили небывалый биологический эксперимент: многочисленные озёра Большого Соловецкого острова были соединены каналами.

С помощью каналов можно было регулировать уровень воды в Святом озере и постоянно снабжать монастырь питьевой водой. Кроме того, каналы стали водными дорогами, по которым можно было проплыть практически через весь остров. Наш путь проходит через несколько озёр и каналов.
Фото 7
Некоторые каналы такие узкие, что наши лодки с трудом протискиваются через них. Каждое озеро встречает нас чем-то особенным – утки с выводком утят, водяная крыса с пучком травы на спине, остатки старых причалов, маленькие острова… Четыре часа пути – и мы у причала в Красном озере. Оставляем лодки, так как дальше путь наш пойдёт по берегу.
Фото 8
Дорога на Секирную гору – самая трудная дорога в моей жизни. И дело не только в том, что идём всё время вверх и вверх, что солнце выпаривает из нас последнюю влагу, что комары надоедливо жужжат над ухом, что ноги уже неимоверно устали… По этой дороге шли когда-то заключённые в располагавшийся на Секирной горе штрафной изолятор. И мало, кто из них возвращался обратно. Дети идут молча, ощущая весь трагизм этого места. Пьем воду из старинного колодца и поднимаемся, наконец, на вершину. Стоим как будто на вершине Мира, весь остров лежит у наших ног.

Возвращаемся к нашим лодкам мимо скита. Седой старец чем-то занят, не обращая на нас внимания. Проходим мимо тихо, почти на цыпочках, смущённые своим неожиданным вторжением в его уединение.
Обратно плывем быстро, мальчики сидят на вёслах весь обратный путь, давая девочкам возможность отдохнуть. В гостиницу свою возвращаемся уже после полуночи…
День четвёртый. Дети утром спят до обеда. Усталость берёт своё! Вчера мы проплыли по озёрам и каналам примерно двадцать вёрст да пешком прошли верст шесть. Много для одного дня

Сегодня нам открывается новое чудо – Ботанический сад. Здесь не растут орхидеи и экзотические деревья, но сад в 100 км от полярного круга – уже экзотика! Бродим по тропинкам сада, поднимаемся на гору, спускаемся к озеру… Когда-то монахам удавалось вырастить здесь даже арбузы! Теперь — высокие кедровые сосны, цветущие кустарники, многочисленные клумбы. Уютно вписавшиеся в ландшафт домики, часовенки, беседки. Даём отдых уставшим ногам!

Вечером идём в морской музей посмотреть фильм «Соловки историка Морозова». И это тоже очередное чудо , которое приближает нас к постижению Соловков. Но об этом завтра…
День пятый – идём в морской музей. Это тоже чудо Соловков – организованное здесь товарищество северного мореходства. «Сколько стоит билет в музей?» — «Нисколько. Вход свободный. И экскурсию наш экскурсовод проведёт бесплатно».
Почему люди приезжают сюда и остаются жить и работать? Этот вопрос постоянно витает в воздухе и остаётся без ответа. Ответ – вот эти люди, которые строят корабль «Святой Пётр», которые собирают всё, что касается северного мореходства, которые восстанавливают старинные береговые кресты. Люди, которые совершают походы по морю на маленьких старинных судёнышках, которые если и уезжают отсюда, то только для того, чтобы вернуться.

Вечером идём на берег моря у Филипповских садков. Когда-то здесь были устроены садки для содержания рыбы – часть моря была огорожена небольшой дамбой из валунов. Разжигаем костёр, готовим чай. Сидим на берегу с неизменной своей гитарой, и поём, поём… «Здорово, когда на свете есть друзья…».

День шестой. Дует невероятно сильный ветер, который гонит по морю волны, пугающие своими размерами. Идём в музей, расположенный в бывшем бараке, посвящённый истории лагерей и тюрем на Соловках. Дети ещё раз в своих мыслях переворачивают эту чудовищную страницу нашей истории. За стенами барака свищет ветер, как будто пытаясь сорвать крышу и разметать по острову свидетельства этой истории…

И снова – мысли, мысли… Выходим из барака – глаза упираются в мощные стены и башни Кремля, молчаливые свидетели истории, к которой прикоснулись теперь и мы.
Большой катер «Василий Косяков» везёт нас ни материк в Кемь, откуда поезд помчит нас в Москву.

Но долго ещё не исчезает из виду Соловецкий остров, и церковь-маяк на Секирной горе как будто освещает наш путь…