Петр Дик. Глыба как художник, глыба как человек

В Центре изобразительного искусства (многим известном как Дом с привидениями) открылась выставка его работ. Представлено 50. Плюс редкие эскизы. Название выставки «Формула чувств. Пастель».

Вы знаете, мне довелось общаться с Петром Гергардовичем. И со многими другими художниками. Но Дик в своём роде один. Я помню, в 90-х одна журналистка написала о нем статью, ему она не понравилась. Она делала акцент на том, что он немец, поэтому его картины так непохожи на другие. Редактор меня «бросил на амбразуру» исправлять ситуацию.

Петр Дик встретил меня молча. «Я приду через 15 минут, посмотрите работы, я хочу послушать, что вы видите». Вот эта фраза засела у меня до сих пор. Как прекрасно: послушать, что вы видите… А говорила я долго. Из-под серьёзного взгляда стала проступать улыбка. Улыбался краем глаз. Видно, ему нравилось то, что я видела на его полотнах. И что говорила.

Моё видение его картин с годами не изменилось, я стала с возрастом ещё больше понимать его образы. Одиночество и грусть в бесконечности бытия, двое в пустоте и непонимании, мать и дитя в неразлучной скорлупе неземной связи, монахини как нечто монолитное, божественное и в то же время » связанное одной цепью»…Пыльца нежной пастели и жесткость наждака,- странное ,казалось бы, сочетание со своей потрясающей гармонией. Как говорил сам художник, «я ныряю в этот материал».

Да, он и выбрал не скульптуру (хотя закончил Строгановку как скульптор по металлу), потому что ему нужно было творить всегда, и днём, и ночью, когда «горит», что называется. А этот материал всегда был с ним. Петр Дик считал себя прежде всего русским. Потомок немецких переселенцев родился в степном Алтае. Сама природа диктовала мировосприятие. Пространство и ты с ним один на один. Ощущение некого космического слияния с природой, с небом, с Ним.

Как ни странно, но в алтайской школе у него была «2″ по немецкому. Учительница корила, как же ты немец и немецкого не знаешь. Потом , позже, по словам его жены Киры Лимоновой, известного архитектора, он выучил немецкий за 4 года. Он был скуп на слова, но если говорил, то по делу. Он тогда при встрече спросил, какая мне работа больше всего понравилась? Я сказала, что одинокий монах на мостике в вечность. А он: «Я что, нарисовал вечность?» Я кивнула и заворожено смотрела на его картины. Была, как будто внутри них. И чувствовала себя своей. Как будто это я иду…

Безусловно, у каждого своё восприятие Петра Дика. И это хорошо. Каждый видит своё прочтение его образов. Может, кто-то не видит ничего. И это тоже результат. Он — художник- аналитик, выводящий нас из рутины обыденного в просмотр себя настоящего, выворачивающий нас наизнанку. Наедине с самим собой. Картины Петра Дика очищают и нас, и мир вокруг нас. Я спросила на открытии выставки одного из моих любимых, неповторимых художников Владимира Севостьянова (друга Петра, надеюсь, и моего тоже), как несколькими словами он бы охарактеризовал Петра Гергардовича. Володя ответил: неистово предан профессии, не любит лишней ненужной «движухи», несправедливости и вранья, свой взгляд на мир во всем.

На снимке, предоставленном автором -  — автор и Владимир Севостьянов

Я бы добавила, в нем — Бесконечность. Сообщу для тех, кто не знает: картины Петра Дика хранятся в Третьяковке, в Русском музее, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, во многих музеях нашей страны. Как сказал художник Владимир Рузин (на снимке) , Петр Дик — поэт в графике, не зря ему так нравились японские стихи-хоку.

А прекрасный актёр и режиссёр Николай Горохов прочитал своё: «В его работах- Божий лик, все это нам оставил Дик». Выставка будет работать до 24 февраля. Спасибо московскому галеристу и устроителю Елене Осотиной. Советую приходить на выставку в одиночестве, в мире его картин суета не нужна…

Наталья Станкевич

Фото Михаила Матюшкина

(прим. ред. —  оригиналы текста и фотографий опубликованы на личной странице авторов в ФБ и публикуется на zavladimir.ru c их разрешения)

Поделиться: