Дмитрий Попов: «Пришедшее встретим…»

В 2024 году исполнится 150 лет со дня рождения великого художника и путешественника Н. К. Рериха, который вместе с женой посетили Владимирскую губернию в начале XX века. Кроме того, следующий год будет ознаменован 1000-летием города Суздаль. О том, как совместить эти два события и заинтересовать молодёжь культурой, мы спросили у издателя, музейного работника, исследователя и популяризатора жизни и творчества Н. К. Рериха, главного хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрия Попова.

Дмитрий Николаевич Попов

- Скажите, пожалуйста, в чём вы видите главные творческие достижения Н. К. Рериха, его место и значение в мировой культуре и значение его наследия сегодня?

- Вы знаете, в моих глазах Рерих – абсолютно уникальное явление во всех обозримых пределах истории человечества в силу невероятно широкой универсальности его таланта. Это художник (живописец, график, монументалист, декоратор), литератор (беллетрист, поэт, художественный критик, публицист, автор путевых заметок, мемуарист), путешественник, просветитель, педагог, организатор и руководитель учреждений культуры (художественно-образовательных, музейных, выставочных, исследовательских), учёный (археолог и преподаватель), вдохновитель общественных организаций, мыслитель (пламенный проповедник  ценностей искусства, этики и эстетики), создатель уникального религиозно-философского учения живой этики или агни-йоги, создатель широкой международной инициативы по охране культурных ценностей человечества (Пакт Рериха). Как видите, список немалый. А его роль главы семьи, в которой ему удалось вывести всех её членов – и жену, и обоих сыновей – на уровень самостоятельных деятелей науки, искусства и духовного просвещения, работавших при этом в тесном сотрудничестве с ним самим?

И хотя ни в одной из перечисленных областей (за исключением Пакта Культуры) ему не удалось сделать ничего сверхвыдающегося, но в каждой из них его усилия привели к весьма достойным достижениям, а вот их общая совокупность уже являет собой нечто поистине уникальное. Думается, что именно это и обеспечило Николаю Рериху достойное наивысшего уважения и восхищения место в истории мировой культуры.

Не случайно первый музей жизни и творчества Николая Рериха возник сразу же по окончании его жизненного пути и не где-нибудь, а в одном из главных средоточий культурных путей человечества, Нью-Йорке, где давно уже скрестились дороги со всего света.

Е. И. Рерих и Н. К. Рерих во время экспедиции по древнерусским городам

- Как произошло ваше первое знакомство с Рерихами?

- Что касается личного знакомства, то мне удалось встречаться и беседовать лишь с младшим представителем семьи – Святославом Николаевичем, художником и основным хранителем семейного наследия.

А вот первое знакомство с этим наследием, и в первую очередь с творчеством Николая Рериха, стало для меня, пожалуй, классическим случаем веления судьбы, если угодно, руки провидения. Уже в самом начале университетского пути, когда моё юношеское сознание было охвачено жаждой познания и обретения жизненного пути, один одногруппник, с которым мы оказались соседями по кроватям на всеобщих тогда сентябрьских сельхозработах, как бы вскользь упомянул в разговоре о Николае и Елене Рерихах, записавших некое особое учение где-то высоко в Гималаях.

Не знаю почему, но эти краткие слова столь резко запали мне в душу, что, едва вернувшись домой к нормальной жизни и учёбе, я тут же поехал в одну из любимых городских библиотек и направился к полке с авторами на букву «р». И что бы вы думали? Новенькая, только что вышедшая из печати книга – Н. К. Рерих «Избранное» – словно ждала меня там, и я, конечно, радостно схватил её, восприняв эту находку как должное. Лишь потом я осознал, сколь невероятным было такое стечение моих устремлений и внешних обстоятельств. К тому же, не было и лучшего издания, чтобы лучше познакомиться с литературным наследием этого замечательного человека. Здесь я нашёл практически всё, кроме его стихов: сказки, притчи, тематические эссе раннего периода, небольшую автобиографическую повесть, записки путешественника по Северной Руси и Центральной Азии, размышления об искусстве и культуре, образцы вдохновенной проповеди одухотворённой этики.

Всё это развернуло передо мной поразительную панораму самых разнообразных, а главное, прекрасных и увлекательных идей и устремлений, на которых можно было строить и собственную жизнь. Это великолепие поразило и полностью захватило меня и по-настоящему окрылило.

Не передать словами, с какой грустью месяц спустя я возвращал эту книгу в библиотеку. И кто бы мог подумать, что… вскоре к нам домой заглянет мой дядя, исключительно близкий и всегда заботившийся о моей жизненной судьбе человек. Поводом для визита стало моё совершеннолетие, и потому он привёз подарок, разумеется книгу, теперь мне уж и не вспомнить какую. А главное случилось тогда, когда, вручив мне её, он достал ещё одну и, немного неуверенно сказал, что хоть она и не кажется ему очень интересной, но возможно тоже как-то мне пригодится. Надеюсь вы догадались, что это оказался именно тот сборник Рериха, с которым я только что с таким трудом расстался.

Это стало действительно судьбоносным знаком. И хотя сегодня мне уже невозможно говорить о какой-либо специализации в сфере рериховедения, но все мои первые крупные достижения в этой области связаны с изучением именно литературного наследия Николая Рериха.

Дальше последовало самое тесное многолетнее сотрудничество с такими главными центрами сохранения, популяризации и изучения рериховского наследия, как Музей Николая Рериха в Нью-Йорке и Музей Востока в Москве, и плодотворная работа в обоих этих учреждениях.

Музей Рериха в Нью-Йорке

- В 2024 году – 150-летие со дня рождения Н. К. Рериха и 1000-летие города Суздаль. Вы посещали этот город? Если да, поделитесь вашими впечатлениями о нём. Какие мероприятия здесь можно было бы организовать, совместив эти даты?

 - Я бывал в большинстве городов, ведущих свою историю с Древней и Средневековой Руси, в том числе составляющих Золотое Кольцо Северо-Восточной (то есть Владимиро-Суздальской) Руси. Конечно, не мог не побывать в Суздале. Этот город оставил в моём сердце самые тёплые воспоминания – архитектурой, бережно сочетающей века и стили, радушием жителей, отличной туристической инфраструктурой и своей общей атмосферой. По нему было просто приятно погулять и провести время.

Уже не помню почему именно, но все два дня, которые я в нём провёл, меня не оставляло ощущение какого-то тихого праздника. Не сомневаюсь, что свою сверхкруглую дату город сможет отметить более, чем достойно, чтобы каждый из участников этого торжества вспоминал это всю оставшуюся жизнь.

Будучи художником и радетелем дела охраны памятников архитектуры, Рерих, конечно же, не обошёл своим вниманием этот стольный город средневековой Руси, а потому у желающих органично совместить его личный юбилей с юбилеем города это не может вызвать никаких проблем.

Во-первых, здесь мне видится хотя бы небольшая выставка архитектурных этюдов и эскизов, сделанных художником в большой поездке по городам Золотого Кольца, среди которых был и Суздаль. Большая часть из них ныне хранится в московском Музее Востока. Во-вторых, это может быть и грамотно подготовленная художественно-информационная экспозиция без включения в неё музейных предметов (это важно для выставочных залов, не отвечающим строгим музейным требованиям). Ну, а в-третьих, это может быть целый спектр лекций, сообщений, и даже творческих мастер-классов (например, по тому же созданию пейзажных и архитектурных этюдов). Всю информационную и методическую помощь здесь могут оказать как Музей Востока, так и Музей-институт семьи Рерихов (Санкт-Петербург).

Так что желаю устроителям праздника удачи, а жителям и посетителям города богатых и содержательных впечатлений.

Город Суздаль

- Какие формы работы с молодым поколением кажутся вам наиболее интересными в наше время?

- Вы знаете, я полагаю, что «работать» с молодым поколением в буквальном смысле этого слова – прививать определённый образ мыслей, взгляды на жизнь, принципы поведения и другие подобные вещи – это дело воспитательно-образовательных учреждений, которые к этому и призваны. А когда этим пытаются заниматься другие институции, то это слишком часто выливается в насаждение той или иной идеологии, что приносит уже больше вреда, чем пользы.

Думается, что задача учреждений культуры, в том числе и нашего музея, состоит в том, чтобы предоставлять людям, и в первую очередь именно молодёжи, наиболее ценную информацию – сведения, идеи, образы – из той сферы, которую мы собираем, храним и изучаем. Наше дело – дать молодым людям что-то по-настоящему ценное и интересное, ну, и по возможности побудить к собственному творчеству.

А здесь, вы, безусловно, совершенно правы, очень важно выбрать наиболее уместные и эффективные способы и формы подачи материала. И здесь надо не сетовать на то, что молодёжь не воспринимает те или иные важные вещи в формах, к которым привыкло старшее поколение, а уметь выбирать те, которые находят путь к её сознанию и приходятся ей «ко двору». Это вопрос не изменения фундаментальных ценностей, хотя они конечно пребывают в процессе развития, расширения и обогащения, а в первую очередь того, что каждому поколению всё необходимое должно предоставляться в той форме, которая более всего соответствует текущему времени – техническим средствам хранения и передачи информации, популярным методам коммуникации.

Сегодня, вне зависимости от чьих-либо мнений и идей, наибольший практический охват молодой части публики дают социальные сети в веб-пространстве. Соответственно, и наилучший эффект приносит работа именно в этой сфере. Так что от нас требуется не сетование на клиповое восприятие современной молодёжи, а создание таких клипов, которые несут ей нужные и полезные сведения, будят любознательность и творческие порывы. Чем мы и стараемся заниматься, и это приносит свои плоды, во всяком случае в виде притока посетителей и более всего именно молодёжи.

- Интересно ваше отношение к искусственному интеллекту.

- Не будучи ни специалистом, ни даже знатоком в этом предмете, я не могу претендовать на какие-либо экспертные оценки. Могу лишь поделиться своим взглядом заинтересованного и старающегося держаться критического трезвомыслия человека.

Несомненно то, что развитие программирования и компьютерных технологий уже привело к формированию искусственного интеллекта и вывело нас на начало его практического использования. И первые результаты применения, хоть пока и не приносят каких-то блестящих плодов, но очень даже обнадёживают, например, в поиске информации и её первичной обработке.

Вполне очевидно и то, что по многим показателям объединённые возможности компьютерной техники должны намного превысить многие из способностей человеческого мозга. Однако тут совершенно естественно и неизбежно возникает вопрос о потенциальной опасности возникновения конкуренции между ними, противоречий во взаимодействии, выходе из-под контроля…

Эти вопросы уже с прошлого века на все гипотетические лады рассматриваются в мировой культуре – том же кинематографе. Сейчас они в самом остром и максималистском виде подняты и поставлены в прессе несколькими специалистами в этой области, и потому будоражат сознание интеллектуалов. Но пока мы не имеем сколь-нибудь обоснованных ответов и потому не можем говорить ни об отсутствии какой-то опасности, ни о её реальном наличии.

Так что нам остаётся лишь наблюдать за этой захватывающей воображение картиной очередного витка развития нашей цивилизации, принимать посильное участие, думать, вырабатывать своё отношение, а тогда уж и отстаивать его. И нам никуда не деться от ставшего уже привычным процесса борьбы между основными тенденциями: следования магистральным линиям прогресса, наложения запретов и ограничений, ну и достижения разумного баланса.

Когда-то Николай Рерих так завершил своё философское стихотворение «Встретим»: «Что должно прийти, то пришло. Пришедшее встретим». Думается, что это действительно мудрый совет, которому стоит последовать.

Николай Рерих

Беседовала Елена Керженцева

Поделиться: