Свидание с Крымом - часть IV

Zavladimir.ru продолжает публикацию серии материалов нашего автора Екатерины Борисовой «Свидание с Крымом».  Первая часть «Марш- бросок «Владимир — Керчь» опубликована здесь, вторая часть «Керчь — город 26 веков» — здесь, третья часть «Исторический выбор: что дальше?» — здесь.

Часть 4-ая.  «А на лицах их читается скорбь»  

Памятных мест, связанных с героическими страницами Великой Отечественной войны, много не только в самой Керчи, но и на побережье. По сути все оно — один большой памятник стойкости и мужеству защитников города.

В районе мыса Фонарь, как раз там, где начинается Азовское море, установлен мемориал в честь высадки десанта 2-й гвардейской Таманской стрелковой дивизии, положившего  начало полному освобождению Крыма от фашистов.

Мыс Фонарь условно делит воды Азовского моря и Керченского пролива

Советские десантники вступили на Керченский берег в ночь на 3-е ноября 1943 года. По рассказам очевидцев, вода в этих местах была красного цвета — такие ожесточенные шли здесь тогда бои, с использованием авиации, когда немцы круглые сутки бомбили побережье.

Мемориал в честь высадившихся десантников смотрит прямо на море

А недалеко от города, в поселке Аджимушкай, расположен еще один памятник героическому подвигу солдат и офицеров Красной Армии – я говорю про мемориальный комплекс Аджимушкайских каменоломен.

Огромные фигуры людей, выполненные из бетона, со строгим и отрешенным выражением лиц венчают вход в каменоломни. Здесь с мая по октябрь  1942 года под землей были вынуждены укрываться от наступающих немцев несколько тысяч солдат и офицеров.  В некоторые периоды в убежище находилось до пяти тысяч человек.

  …. Вокруг сплошная темнота, черная, как сажа. Не видно ничего. Неожиданно экскурсовод включает свой фонарь и видны детские игрушки. Они рядами, друг за дружкой, луч сначала выхватывает передние ряды, потом плывет дальше, открывая взору следующие ряды игрушек и видно, как их тут много. Яркие и забавные, красивые и смешные, сочные краски  -  детям бы понравились все эти современные мишки, зайчики, птички, куклы. Тысяча или больше? – задаешься вопросом. 

Меньше всего ожидаешь увидеть  такую картину. Сердце сжимается и почти останавливается, особенно когда мгновенно сопоставляешь прошедшее и современность – недалеко отсюда снова война и снова гибнут дети… Фашизм вновь поднял голову. Наверняка, и на Донбассе когда-нибудь уложат на камни игрушки в память о погибших детях.

Каменоломни в этих краях — с давних времен место добычи ракушечника.  Героическая оборона Аджимушкайских каменоломен  в годы Великой Отечественной войны явилась событием заметным и сравнимым по ожесточенности, накалу и безысходности борьбы лишь с боями в Брестской крепости. В 1942 году тут вместе с военными укрывались местные жители с детьми.

Одна из экспозиций музея Аджимушкайских каменоломен. В самом подземелье снимать запрещено

Поначалу, когда еще оставалась какая-то надежда на благоприятный исход – а забегая вперед, скажу,  что никто из гарнизона не выжил, но при этом и не сдался  – жизнь под землей мало чем отличалась от жизни «наверху», разве что вместо голубого неба постоянно был каменный потолок.

Здесь имелось электричество, даже фильмы показывали; была полевая кухня, медицинский госпиталь с операционной и госпитальной палатой; издавалась газета; действовал штаб гарнизона и штаб Крымфронта. Тут-то и пригодилась та самая трава, которую море и по сей день выбрасывает на берег – ею набивали подушки и одеяла для тепла, которыми укрывались в минуты передышек, когда отдыхали или когда на занятиях учились разбирать и собирать оружие.

Позже начнутся проблемы с питьевой водой – ее приходилось добывать в бою и, как говорили сами солдаты, слишком дорогой ценой она доставалась. Под охрану возьмут места в каменоломнях, где на потолке образовывалась капель – станут делать из камня постаменты, на них ставить каски, кружки, котелки, в общем, будут сдавать всю воду в общий фонд. А ее будет все меньше – в сутки на человека две столовые ложки. Чтобы маленькие дети под землей не плакали и их не было слышно наверху, им будут давать сосать кусочек влажного камня, пытаясь обмануть голод. Вскоре воды будет так мало, что ее –   это документально зафиксированный факт – станут высасывать из камня и снова сдавать в общий фонд…  До сих под завалами находят останки бойцов с грелками на груди, в которые они собирали драгоценную влагу.

А немцы все это время правдами и неправдами будут пытаться  «вытравить» людей из-под земли: взрывать колодцы, до которых все же удавалось добраться ценой многодневной жажды, бросать туда живых людей, устраивать газовые атаки, засылать под землю своих агентов из числа пленных. И все это на фоне не прекращающихся бомбежек, окончательно лишивших тех, кто был под землей связи с внешним миром. Гарнизон погиб, но не сдался. Когда  фашисты поняли, что сопротивление прекратилось, два дня боялись опускаться в подземелье, а спустившись, для начала с собаками обыскали территорию.

Теперь здесь братские захоронения, отмеченные надгробными плитами. Останки некоторых бойцов опознаны – к мемориалам прикреплены их фототаблички с подписями имен и фамилий. Ежегодно , начиная с 1972 года, работают поисковые отряды, но ими пока разобрана лишь шестая часть каменоломен. И до сих пор не найден архив штаба гарнизона Аджимушкайских каменоломен — его еще предстоит отыскать…  

Екатерина Борисова, фото автора 

Поделиться: